Особенности начального образования в Крыму во второй половине ХІХ – начале ХХ века

Лекция 3.

Литература по теме

Аниськин, В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий [Электронный ресурс] // Режим доступа:

Гаврилова, Е.П. Профессиональная компетентность преподавателя [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pt0008.kokshetau.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=6657ECF8ACABD5F7, свободный (дата обращения: …).

Гапонова, Г.И. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как средство реализации потенциального ресурса образовательной среды вуза [Электронный ресурс] / Г.И. Гапонова // Режим доступа: teoria-practica.ru/-7-2012/pedagogics/gaponova.pdf, свободный (дата обращения: 27.10.2012).

Государственый общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Послевузовское образование. Бакалавриат. Магистратура. Докторантура. Основные положения [Электронный ресурс]. – Астана, 2011 // Режим доступа: www.kgu.kz/doc/norm_dokumenty/2_norm.doc. (дата обращения: 27.10.2012).

Коржумбаева, М.Б. и др. Профессиональная компетентность преподавателя высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / М.Б. Коржумбаева и др. // Режим доступа: www.rusnauka.com/4_SWMN_2010/Pedagogica/58105.doc.htm, свободный (дата обращения: 27.10.2012).

Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учебное пособие / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с. (дата обращения: 27.10.2012).

Малинин, В.А. Парадигма образования в контексте [Текст] / В.А. Малинин. – Нижегородск: Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2012. - № 3 (1). – С. 25-29.

Образование как общественное явление и педагогический процесс[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prepodi.ru/news/1222-novosti?showall=1, свободный (дата обращения: 24.10. 2012).

Педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий [Текст]. - Алматы, 2009 - 120 с.

Шарипов,Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза[Электронный ресурс] / Ф.В. Шарипов // Режим доступа: www.hetoday.org/arxiv/VOS/1_2010/72_77.pdf, свободный (дата обращения: 28.10. 2012).

Во второй половине ХІХ века в Российской империи в целом и в Таврической губернии в частности разворачивается просветительская деятельность, в которой принимала ктивное участие местная интеллигенция. В процессе осуществления реформы образования 1863 года произошло увеличение числа образовательных учебных заведений.

Система начального образования, которая сложилась в Таврической губернии в это время, включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (однокласссные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Также в неё входили ведомственные школы Министерства народного просвещения (профессиональные и национальные), а также частные школы.

По данным А. Кучерганской, три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями [23].

Как отмечает А. Дьяконов, на территории Крыма государственные национальные начальные школы создавались для детей христианского, мусульманского и иудейского вероисповеданий. Все организованные правительством школы для «инородцев», которые находились в Юго-Западном крае Российской империи, подчинялись ведомству Министерства народного образования на общих основаниях; при этом право надзора за религиозным образованием сохранялось за духовенством данного вероисповедания. Учебный план обозначенных учреждений включал следующие предметы: Закон Божий, русский язык, чистописание, родной язык, арифметику, русскую историю и географию, элементарные сведения по природоведению, пение и черчение. Закон Божий, в отличие от других предметов, преподавался на родном языке. Учителя школ для «инородцев» должны были быть русскими и иметь право на осуществление учительской деятельности [10].

Положением о начальных народные училищах (1874 г.) отмечалось, что для учеников-раскольников, евреев, лютеран, католиков посещаемости уроков Закона Божьего являлось необязательным.

В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне [8].

Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этно-религиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма во второй половине XIX – начале XX века складывалась достаточно сложно. Многогранные исследования истории Крыма доказывают, что при доминировании одного из этносов полуострова, различных государственных систем, в любой рассматриваемый временной промежуток истории, Крым оставался многонациональным.

Конец XIX – начало XX столетия представлял собой период подъёма изучения истории этносов полуострова. Проводились научные исследования этнографии народов Крыма, а также были организованы исследования их истории, культуры и быта.В этих исследованиях частично отражены и вопросы начального образования:крымских татар, крымчаков, крымских армян, болгар крымских греков, крымских немцев.

У истоков формирования системы начальной национальной государственной школы, в которой обучались практически все представители этнических групп многонационального Крыма, стояли выдающиеся крымские просветители и гуманисты. Среди них нужно отметить: Е.Л.Маркова, И.И.Казаса, И.Гаспринского, А.Н.Дьяконова, Х.А. Монастырлы, И.П.Деркачёва, Г.Айвазовского, А.И. Маркевича.

При открытии новых учебных заведений, инспектор народных училищ должен был сообщать обо всех имеющихся в этой местности учебных заведениях с указанием национального состава учеников. Эти отчёты имеются во всех очерках народного образования в Таврической губернии начиная с 1880 г. Внимание Министерства народного образования к этому вопросу было заметным. Количество учеников неправославного вероисповедания по разным местам представляют данные, которые систематически собирались по всем народным училищам и оформлялись по определённому печатному образцу. Среди данных, в частности, были таблицы, в которых заведующие учреждениями отмечали количество детей мужского и женского пола православного, римокатолического, армянского и других христианских вероисповеданий, а также иудейского, мусульманского и других нехристианских вероисповеданий [8].

Система организации религиозного образования во второй половине ХIX – начале XX ст. для детей неправославных вероисповеданий предусматривала: 1. приглашение в учебные заведения, где вместе с православными учениками учились дети неправославных вероисповеданий, вероучителей для обучения отдельных групп учеников неправославного вероисповедания; 2. открытие специальных учебных заведений для детей неправославных вероисповеданий.

Вообще порядок открытия и деятельности школ для детей неправославных вероисповеданий определялся следующими документами: Положением 26 мая 1869 года для Юго-Западного края; «Правилами школ для инородцев» («Правилами инородческих школ»), изданными в 1870 г.; положением начальных училищ 1874 г.

Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население [8].

В Таврической губернии существовала разнообразная и многоликая, но не централизованная и не унифицированная система этноконфессиональных начальных учебных заведений. Они были частными, главным образом – при приходах или национальных обществах и существовали за счёт добровольных пожертвований. Тюркоязычные народы Крыма (татары, караимы и крымчаки) имели в достаточном количестве свои частные и общественные конфессиональные учебные заведения. Открывали свои школы еврейские, армянские, греческие, болгарские и немецкие общества. Немцы, чехи и эстонцы, каково бы не было их экономическое положение, при поселении на новом месте, прежде всего, заботились об устройстве молитвенных домов и училищ. Необходимость грамотности, по-видимому, крепко укоренилась в их сознании.

Подавляющее большинство населения Крыма относилось к одной из трёх монотеистических религий: христианству, исламу и иудаизму. Если мы рассмотрим конфессиональную принадлежность жителей полуострова, то выделяются такие духовные учебные заведения:

І. Христианские конфессии:христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) православные духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б) католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в ) протестантские евангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточные армяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения.

ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры [].

ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе [8].

С 1871 года по особому положению были учреждены для татар на их средства русские начальные училища, а в Симферополе была открыта татарская учительская школа. До 1905 года таких училищ было открыто только 34. Преподавание в этих училищах велось на русском языке, учителями состояли, по преимуществу, не мусульмане, родной язык почти не изучался, а преподавание вероучения было сокращено до последних пределов.

Революционный 1905 год может быть отмечен как поворотный в деле народного просвещения мусульман. Руководители культурно-национальным движением крымских татар приложили все силы к поднятию просвещения среди татарского населения. Прежде всего, сделаны были удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие, то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. Так, к 1 января 1905 года татар в русских училищах состояло 988 детей, а к 1 января 1913 года число учащихся стало доходить до 2 583, то есть увеличивается почти в три раза.

Реакция, наступившая после 1905 года, не могла не коснуться и учебных заведений. Русское правительство вновь прибегло к излюбленным приемам борьбы с просвещением. Правительство опять стало ставить всевозможные препятствия к открытию татарами новых школ, начались гонения на новометодные мектебе, а инспекция народных училищ приложила все старания, чтобы исковеркать преподавание в мектебе и, во что бы то ни стало, сузить их программы и подчинить влиянию и контролю послушного архаического магометанского духовного правления. Вместе с тем, опять пошли обыски, аресты и высылки татарских учителей, сокращение учебных программ, изъятие учебников, закрытие отдельных мектебе, татарских культурно-просветительских обществ и так далее.

Что же касается мектебе-руштие, то открытый поход русской власти против этих очагов просвещения закончился их полным разгромом. К 1909 году почти все мектебе-руштие были закрыты правительством, одновременно вынуждены были закрыться татарские газеты. Кроме того, местной губернской администрацией, по циркулярным предписаниям из Петрограда, приняты были меры к недопущению мусульманских съездов, имевших целью обсуждение вопросов просвещения.

Значительный вклад в реформирование национально-конфессиональной крымскотатарской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. И. Гаспринским были написаны популярные учебные пособия, в том числе и первый светский учебник для крымских мектебе. Для педагогов И. Гаспринским были написана методическая разработка «Рехбер Муалимин», знакомившая их с основами джадидистских принципов обучения [7].

Как отмечено Э. Абибуллаевой, в мектебах (начальных татарских школах) Крыма И. Гаспринским вводилась урочная система. Дети разбивались на классы – группы определённого года обучения, изучавшие определённые предметы. Преподавателям была предложена новая система опроса учащихся, вплоть до показательных экзаменов. Срок обучения в новых школах обычно составлял 3 года. Учащиеся, кроме основ религии и родного языка, получали первые навыки по арифметике, гражданской истории, географии, литературе. Качество обучения значительно выросло. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века [1].

По этническому принципу эти учебные заведения имели большое разнообразие. Несколько национальностей могли иметь одну или несколько конфессиональных принадлежностей. Так, у немцев были лютеранские и римско-католические школы, которые управлялись духовенством, а также менонитские учебные заведения, которые состояли с 1869 г. в ведении Молочанского менонитского училищного совета. Или, например, один небольшой армянский народ только в Крыму имел два христианско-церковных направления: армяно-григорианское и армяно-католическое, и содержал свои церковные школы при всех приходах [8].

Если мы рассмотрим данные по развитию этноконфессионального народного образования в Таврической губернии на рубеже XIX – XX веков и обратимся к количественным показателям, то мы увидим, этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания было 340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 [8].

С. Шуклиной указывается на тенденцию роста начальных школ в начале ХХ века. Она была такова, что к январю 1910 года в городах их было 248 и в селениях – 1406. Их них земских училищ было 548, причём по данным 1906 года в губернии все учебные заведения возникли по частной или общественной инициативе. Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии – крестьян 139 человек, мещан 217, в Ялте – крестьян 649, мещан 955. Если учесть многоступенчатость системы образования того времени, то доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, окончившего гимназию [39].

Интересно проследить тенденцию роста числа учащихся из сельских жителей, чтобы составить представление об уровне образования крестьянства как опоры государства, призванного сберечь незыблемость монархии. По данным 1903г., число начальных училищ, к примеру, по Феодосийскому уезду – 46, Симферопольскому – 32, Евпаторийскому – 12, Севастопольскому градоначальству – 23, причем школы грамоты в эту сеть не входили.

Тенденция роста числа начальных школ была такова, что к январю 1910 г. в городах их было 248 (15,1%) и в селениях губернии – 1 406 (84,9%). Из них земских училищ было 548, причем по данным после 1906 г. в губернии все учебные заведения возникли по частной или общественной инициативе "в удовлетворение назревшей потребности в среднем образовании". Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии крестьян – 139 человек, мещан - 217, в Ялте крестьян – 649 человек, мещан – 955.3

Если учесть многоступенчатость системы образования того времени, то доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, закончившего гимназию. Начальные же училища по программам Министерства Народного Образования давали знания по Закону Божию, церковно-славянскому и русскому чтению, письму, арифметике и, по возможности, церковному пению. Сверх того могли преподавать рисование, ручной труд, ремесла, рукоделие, садоводство, огородничество, гимнастику.. Преподавание производилось на русском языке, но в училищах, посещаемых детьми инородцев, разрешалось употребление местных наречий, но не более 1 года обучения.[39].

Нормальный курс начальных народных училищ продолжался 3 года, и расходы на их содержание брали на себя органы городского самоуправления, также деньги поступали из различных источников: в 1908 г., например, 41,8% – от казны, 31,4% – от городов, 6,8% – от земства, 0,5% – от частных лиц. Причем плата за обучение, которая существовала во всех училищах, составляла для учащихся 17% от затрат учебного заведения.

К этому времени сложилась такая практика, когда до трети учеников от общего числа получали пособия в виде обуви и платья, учебников и завтраков. Расходы на образование в начальных школах включали и устройство елок, экскурсий, пополнение школьных библиотек и музеев, пособия "недостаточным ученикам", материалы для рисования и рукоделия. Кроме того, дополнительную реальную возможность получения образования для неимущих детей давали разного происхождения стипендии - их предоставляли общественные организации и частные лица.

Немалые усилия органов местного самоуправления позволили покрыть 91% расходов на содержание начальных училищ в Симферополе в 1909 году. В начальных училищах для иноверцев – еврейских, караимских, татарских детей – и в начальных школах в благотворительных приютах давалось бесплатное образование.

В исследовании вопроса о системе образования и уровне грамотности населения Таврической губернии в 1910-х годах нельзя обойти вниманием вопрос о национальном составе: ведь в одном только губернском городе было представлено 27 народностей. Симферополь, к примеру, по родному языку населения был наполовину русским (53%), 19,7% жителей родным языком считали татарский, а 16% – еврейский. Степень владения русским языком имела большое значение при выборе учебного заведения; ведь еще недавно, в 1897 г., грамотных среди жителей Симферополя было меньше половины (47,6%), а в последующие 10 лет сложилась практика, когда русский язык стал предпочтительным в учебных заведениях всех уровней. В известном смысле владение русским языком облегчало доступ в средние или высшие учебные заведения представителям всех народностей [39].

Приходится признать, что в умах нескольких поколений наших сограждан отложилось представление о системе образования в царской России как о явлении незначительном, не могшем справиться со своей непосильно тяжкой задачей повышения уровня культуры населения. Однако, исследование С. Шуклиной хотя бы в некоторой степени опровергает эту нелестную репутацию русского общества начала ХХ века.

Развитие государственного начального образования в Крыму в указанный период шло быстрее, чем в северных уездах Таврической губернии. Среди учеников были дети представителей разных национальных групп и конфессий. Начиная с 70-х гг. XIX в. Таврическое губернское земство активно способствовало росту количества школ. Самое большое количество учеников обучалось в начальных народных училищах. Городские училища давали более высокий уровень образования, хотя они также принадлежали к системе начального обучения.

В отличие от северных уездов Таврической губернии сеть начальных школ в Крыму формировалась интенсивнее. В сравнении с материковыми уездами, в Крыму в процентном отношении количество учеников и учителей начальных школ росло быстрее, количество отказов при приёме в начальную школу было незначительным. На одного учителя крымских уездов приходилось меньшее количество учеников, чем в северных уездах. В Крыму проходило становление женского начального образования.

Состояние школ в материальном и учебном отношении был признано «хорошим» и «отличным». Оплата педагогов в Крыму была выше, чем в северных уездах. Педагогический состав начальных школ пополнялся за счёт выпускников учительского института Феодосии. Учебные заведения были ограничены в средствах, но, начиная с 50-х– 60-х гг., финансовое положение улучшилось.

Развитие сети начальных школ в Российской империи к началу ХХ века (и в Крыму в частности), позволял ввести всеобщее начальное образование. Этому процессу помешала Первая мировая война.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: