double arrow

БЖД лекция 9 (техногенные опасности)

Теперь рассмотрим производственную среду – часть окружающей человека среды, включающая и среду обитания и факторы связанные с профессиональной деятельностью человека.

Техногенные опасности (ТО) – В условиях современного мира к природным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрация, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах, почве; электромагнитные поля, ионизирующее излучение и др.

ТО возникают в процессе функционирования технических объектов по причинам, непосредственно не связанным с деятельностью человека, обслуживающего эти объекты. Т.е. связанные с природой механизмов, машин и сооружений, технических устройств. Техногенные опасности следует предупреждать соответствующими мероприятиями, направленными на совершенствование техники.

Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть механическими, физическими, химическими, психофизиологическими

Под механическими опасностями понимаются такие нежелательные воздействия на человека, происхожде­ние которых обусловлено силами гравитации или кине­тической энергией тел.

Механические опасности создаются падающими, дви­жущимися, вращающимися объектами природного и искусственного происхождения. Например, механи­ческими опасностями естественного свойства являются обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели, град и др.

Носителями механических опасностей искусственного происхождения являются машины и механизмы, раз­личное оборудование, транспорт, здания и сооружения и многие другие объекты, воздействующие в силу раз­ных обстоятельств на человека своей массой, кинетичес­кой энергией или другими свойствами.




В результате действия механических опасностей воз­можны телесные повреждения различной тяжести. Со­гласно статистике ежедневно в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают около 100 человек и значительно больше получают травмы. Это больше, чем от других опасностей, вместе взятых.

Объекты, представляющие механическую опасность, можно разделить по наличию энергии на два класса: энергетические и потенциальные. Энергетические объек­ты воздействуют на человека, так как имеют тот или иной энергетический потенциал. Потенциальные меха­нические опасности лишены энергии. Травмирование в этом случае может произойти за счет энергии самого человека. Например, колющие, режущие предметы (тор­чащие гвозди, заусенцы, лезвия и т. п.) представляют опасность при случайном контакте человека с ними. К потенциальным опасностям относятся и такие опасно­сти, как неровные и скользкие поверхности, по которым передвигается человек, высота возможного падения, от­крытые люки и др. Перечисленные безэнергетические опасности являются причиной многочисленных травм (переломов, вывихов, сотрясений головного мозга, паде­ний, ушибов).



Механические опасности распространены во всех ви­дах деятельности людей всех возрастных групп: среди детей, школьников, домохозяек, людей старшего возра­ста в спортивных играх, бытовой и производственной деятельности.

Защита от механических опасностей осуществляется разными способами, характер которых зависит от конк­ретных условий деятельности. Хорошо разработаны так­же способы оказания доврачебной помощи и лечения последствий механических опасностей.

К физическим опасностям относятся механические колебания: вибрации, ультразвук, инфразвук, повышенные уровни шума.

Общим свойством этих процессов является то, что, они связаны с переносом энергии. При определенной величине и частоте энергия может оказывать неблагоприятное воздействие на человека, вызывать различные заболевания, создавать дополнительные опасности. Поэтому нужно знать свойства этих явлений и знать методы защиты от них.

Литература

1. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.П., – Гражданская оборона.–М.: Высшая школа, 1986.–270с.

2. Гражданская оборона на объектах агропромышленного комплекса /Под ред. Н.С. Николаева, И.М. Дмитриева.–М.: Агропромиздат, 1990.–351с.

3. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения: Справочник /Под ред. Г.П. Демиденко.–К.: Высшая школа, 1989.–287с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций для студентов всех специальностей. /Под ред. О.Н. Русака.– Санкт-Петербург. 1992.–116с.

5. Безопасность жизнедеятельности. Часть III: Чрезвычайные ситуации: учебное пособие. /Под ред. А.В. Непомнящего, Г.П. Шилякина.–Таганрог: ТРТУ, 1994.–384с.

6. Шупляк Н.Г. Методические указания по использованию программ для расчета защиты элементов и устройств от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. /НГТУ. Новочеркасск, 1992.–36с.

7. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. /С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова.–М.: Высш. шк., 1999.–448с.

8. Шупляк Н.Г. Методические указания к выполнению раздела “Безопасность жизнедеятельности” в дипломных проектах студентов энергетических специальностей /Новочеркасский Государственный Технический Университет. Новочеркасск: НГТУ, 1996.–30с.

9. Шупляк Н.Г Оценка устойчивости элементов предприятия к действию электромагнитных импульсных полей: Методические указания к практическому занятию по курсу “Безопасность жизнедеятельности” /Новочеркасский Государственный Технический Университет. Новочеркасск: НГТУ, 1996.–14с.






Сейчас читают про: