double arrow

Модуль 3. Жанровый состав. Периодизация. План первого собрания ст


Тема 4. Драматургия Н.В. Гоголя

Тема 1. Лирика и поэмы М.Ю. Лермонтова

Модуль 2

Тема 10. Проза А.С. Пушкина

Тема 9. Лирика А.С. Пушкина

Жанровый состав. Периодизация. План первого собрания стихотворений. Тема свободы и счастья. Тема поэта и поэзии. Лицейские «годовщины». Элегическое направление. Любовная лирика. Тема жизни и смерти. Народные мотивы. Время в поэзии Пушкина. Стихотворная техника. Звукопись. Лирический герой. Пятая статья В.Г. Белинского. Современное литературоведение о лирике Пушкина. Анализ стихотворений «Пророк», «Памятник», «Деревня», «Вновь я посетил», «Бесы».

Пушкин о прозе. От «Арапа Петра Великого» к «Повестям Белкина». Роман в прозе «Дубровский». Сюжет. Конфликт. Система персонажей. Любовная интрига. Тема народа. Ситуации и мотивы. Поэтика философской прозы «Пиковая дама». Внешние и внутренние аспекты повествования. Реальное и фантастическое в повести. Новый тип повествования в «Капитанской дочке». Персонаж, повествователь, автор. Женские образы. Мотив испытания. Тема долга. Гринев в системе персонажей. Художественное время в романе. Поэтика портрета. Поэтика финала.




Поэма «Мцыри». Структура конфликта. Тема избранности. Герой и природа. Мотивировка разочарования. Мотив бегства. Тема «Возвращения в поэмах Баратынского и Лермонтова. Тема любви в «Исповеди» и «Мцыри». Оппозиция «свое» – «чужое». Образы «естественного хода» (ветер, птица). Образы родства. Символика числа. Функция естественной среды. Образы покоя и защиты. Тема узничества в поэмах Лермонтова. Мотив единения. Вечность и индивидуальная судьба. Поэтика контраста. «Поэма «Демон». Своеобразие конфликта. Тема гармонии. Мифологическая основа. Тема добра и зла. Своеобразие мотивировки отчуждения героя. «Бал» и «Наложница» Баратынского и «Демон» Лермонтова. «Демон» как завершающее звено романтической поэмы.

Тема 3. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиция романа. Печорин. Роман судьбы или роман воли? Сознательная позиция или влияние среды? Индивидуализм, его почва? Женские образы в романе. «Фаталист». Проблема Востока и Запада. «Тамань» и ее место в романе. Жанровое своеобразие романа.

Догоголевская комедия.

Путь Гоголя к драматургии. Гоголь о театре. Гоголевская концепция комедии. «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», «Владимир 3-й степени».

Комедии «Женитьба», «Ревизор», «Игроки» в контексте русской драматургии первой половины 19 века. Поэтика заглавий, система персонажей, финала комедий. Мотив игры в комедиях Гоголя. Особенности хронотопа. Традиции гоголевской комедии в русской драматургии второй половины 19 в. Образ русской провинции.



Комедии Гоголя на русской сцене. Киноверсии комедий Гоголя.

Тема 2. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Замысел. История создания. «Мертвые души» как поэма. Сюжет. Образ дороги. Отношения «Я – Другой» как миромоделирующий фактор «Мертвых душ». Типология героя. Чичиков – «человек судьбы» и «человек случая». Пословицы и притчи. «Мертвые души» в современном литературоведении.

Тема 3. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя

История создания цикла. Образ города. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» – лейтмотив цикла. Герой и мир. Мотив потери. Предметно-вещный мир. Овеществление живого. Ирреальное в повестях. Поэтика финала в повестях. Природа комического. Нефантастическая фантастика. Образ художника. Тема смерти. «Петербургские повести» в критике и литературоведении. Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского. От чиновников Гоголя к чеховскому чиновнику.

Тема 4. «Миргород» Н.В. Гоголя

История создания цикла. Структура цикла. Повести о помещиках. Оппозиция «свой» – «чужой» в повестях. Темы семьи, дома. Мотив потери. Реальное и ирреальное. Особенности пространственной организации текста. Бытовое и бытийное. Тема смерти. Поэтика финала в повестях. Герой и ситуация. Поэтика портрета. Женские образы в системе персонажей. Природный мир. Киноверсии и театральные интерпретации повестей. «Миргород» в современном литературоведении.







Сейчас читают про: