double arrow

Тема 5. Поэмы М.Ю. Лермонтова


Тема 3. Своеобразие романтизма поэтов-декабристов

Тема 2. Своеобразие романтизма В.А. Жуковского

Тема 1. Романтизм как художественная система

Модуль 1

Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3.

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные
Модуль 1        
1.2 Своеобразие романтизма В.А. Жуковского тексты наизусть 0-2
1.7 Драматургия в русской литературе 1/3 19 в. – А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин контрольная работа по теме 0-4
1.8 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» реферат по теме 1, 4 0-7
1.9 Лирика А.С. Пушкина тексты наизусть 0-2
  Всего по модулю 1:   0-15
Модуль 2        
2.1 Лирика и поэмы М.Ю. Лермонтова тексты наизусть, контрольная работа по теме 0-8
2.3 Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» реферат по теме 0-4
  Всего по модулю 2:   0-12
Модуль 3        
3.1 Драматургия Н.В. Гоголя контрольная работа по теме 0-4
3.2 Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» реферат по теме 0-6
3.3 «Петербургские повести» Н.В. Гоголя контрольная работа по теме 0-4
3.4 «Миргород» Н.В. Гоголя реферат по теме 0-6
  Всего по модулю 3: 0-20
  ИТОГО: 0-47

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 3.3 3.4
1. История отечественной литературы +           + + +     +   +     +    
2. Теория литературы +           +   +     +              

Истоки романтизма. «Открытие» романтизма. Особенности русского романтизма. Самоценная личность. Конфликт в романтических произведениях. Романтическая правда, иллюзия, ирония. Жанровая система русского романтизма. Троемирие. Неоднородность романтизма.

Жуковский как основоположник русского романтизма. Истоки романтизма поэта. «Гений перевода». «Открытия» В.А. Жуковского: темы, герой, пейзаж, стиль. «Невыразимое» как «литературный манифест» поэта. Жанры: элегия, послание и др. Функция «чудесного». Поэтика романтической баллады. Переводы и оригинальные баллады. Творчество поэта в критике и современном литературоведении.

Эстетика декабристов. Особенности историзма декабристов. Критерии народности. Жанры. «Исторические думы» К. Рылеева как цикл. Герой в произведениях декабристов. Структура конфликт в поэме К. Рылеева «Войнаровский».

Тема 4. Романтизм А.С. Пушкина

А.С. Пушкин о романтизме. Статус «необыкновенного» в романтических произведениях А.С. Пушкина. Тема свободы. «Этическая проблематика». «Отказ» от романтизма «внутри» романтизма. Значение «географической статьи». Особенности конфликта. «Южные поэмы» как цикл. Эволюция романтического героя. Поэтика финала.

Поэма «Мцыри». Структура конфликта. Тема избранности. Герой и природа. Мотивировка разочарования. Мотив бегства. Тема «Возвращения в поэмах Баратынского и Лермонтова. Тема любви в «Исповеди» и «Мцыри». Оппозиция «свое» – «чужое». Образы «естественного хода» (ветер, птица). Образы родства. Символика числа. Функция естественной среды. Образы покоя и защиты. Тема узничества в поэмах Лермонтова. Мотив единения. Вечность и индивидуальная судьба. Поэтика контраста. «Поэма «Демон». Своеобразие конфликта. Тема гармонии. Мифологическая основа. Тема добра и зла. Своеобразие мотивировки отчуждения героя. «Бал» и «Наложница» Баратынского и «Демон» Лермонтова. «Демон» как завершающее звено романтической поэмы.

Тема 6. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя

История создания. Мифофольклорная основа. Предисловие к первой и второй частям. Оппозиции «народное – столичное», «настоящее – прошлое». Диканька – Петербург. Тема черта. Система рассказчиков. Поэтика танца. Хронотоп. Тема праздника. Карнавальное начало. Поэтика финалов. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл.

Тема 7. Драматургия в русской литературе 1/3 19 в. – А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин

«Горе от ума» А.С. Грибоедова. История создания, жанровое своеобразие. Сюжет. Конфликт. Чацкий в системе персонажей. Поэтика финала. Критика и современное литературоведение о комедии. Комедия на русской сцене.

«Борис Годунов» А.С. Пушкина. Пушкин о русской драме, о новой драматической системе. Замысел трагедии. Источники. Конфликт, структура. Сюжетно-композиционные особенности. «Судьба человеческая, судьба народная». Поэтика финала. Критика о трагедии. сценическое воплощение трагедии.

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. «Маленькие трагедии» как цикл. Мотивы. «Грозные вопросы морали» (А. Ахматова) в трагедиях. «Бездна души» человека. Поэтика финала. Кино- теле – сценические версии «Маленьких трагедий».


Сейчас читают про: