Своеоб драмат Петр эпохи

Дополнительная литература

Основная литература

II. Контрольные вопросы к экзамену

Б) Контрольная работа

I. Задания для самостоятельной работы

А) Темы контрольных работ:

1. Анализ одного из стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова (контрольная работа).

2. Анализ одного из драматических произведений начала 19 века (контрольная работа).

3. Предложить вариант урока в средней школе по теме «Чацкий в системе персонажей»

4. Изложить одну из научно-критических версий романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

5. Написать «Слово учителя» к уроку по теме «Лирика А.С. Пушкина».

6. Предложить конспект урока по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

7. Выбрать эпизод (аргументировать выбор), с которого Вы начали бы цикл уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

8. Составить текст аннотации, предваряющей издание одного из произведений: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»...

9. Подготовить анализ одной из кино- или театральных версий «Ревизора» Н.В. гоголя.

10. Реферат на тему «Женский мир в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

11. Образ дороги в «Миргороде» Н.В. Гоголя.

12. Поэтика жеста в «мертвых душах» Н.В. Гоголя.

13. Мотив искушения в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

Составить кроссворд по одной из следующих тем:

1. А.С. Пушкин.

2. М.Ю. Лермонтов.

3. Н.В. Гоголь.

4. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

5. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

6. «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

7. русская литература 1/3 19 в. и изобразительное искусство.

8. русская литература 1/3 19 в. и музыкальная культура.

9. русская литература 1/3 19 в. и театр.

Требования к содержанию и оформлению:

1. Графическое изображение.

2. 35-40 вопросов.

3. Ответы.

4. Список использованной литературы.

Б) Темы рефератов:

1. Образ Татьяны в интерпретации В. Кошелева и В. Непомнящего.

2. Ю. Лотман о проблеме Востока и Запада в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

3. Ю. Манн о смысле заглавия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

4. Ю. Лотман о художественном пространстве в повестях Н.В. Гоголя.

1. Романтизм как художественная система.

2. Романтизм В.А. Жуковского.

3. Романтизм поэтов-декабристов.

4. Романтизм А.С. Пушкина.

5. Романтизм М.Ю. Лермонтова.

6. Структура конфликта в романтической поэме.

7. "Горе от ума" А.С. Грибоедова. Жанр. Сюжет. Конфликт. Чацкий в системе персонажей.

8. Жанровый состав лирики А.С. Пушкина.

9. Пейзаж в лирики М.Ю. Лермонтова.

10. Художественное единство "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина.

11. Художественный мир "Бориса Годунова" А.С. Пушкина.

12. художественное единство "Повестей Белкина" А.С. Пушкина.

13. Русская провинция в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина.

14. концепция личности в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

15. Автор – герой – читатель в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

16. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина.

17. Традиции фольклора в сказках А.С. Пушкина.

18. "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя. фольклорные мотивы. Соотношение языческого и христианского.

19. Поэтика басен И.А. Крылова.

20. концепция действительности в книге Н.В. Гоголя "Миргород".

21. Мотив потери в повестях Н.В. Гоголя.

22. мотив игры в русской литературе 1/3 19 в.

23. тема безумия в русской литературе 1/3 19 в.

24. женский мир в прозе А.С. Пушкина.

25. Реальное и ирреальное в произведениях Н.В. Гоголя.

26. "Живое" и "мертвое" в русской литературе 1/3 19 в.

27. природа гоголевского юмора.

28. Концепция личности в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

29. Очевидное и невероятное в произведениях Н.В. Гоголя.

30. Духовные и художественные искания Н.В. Гоголя.

31. Образ Петербурга в русской литературе 1/3 19 в.

32. Образ рассказчика в русской литературе 1/3 19 века.

33. Тема семьи в русской литературе 1/3 19 века.

34. Тема поколений в русской литературе 1/3 19 века.

35. Любовь в судьбе героев А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

8. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии:

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний, полученных студентом в процессе изучения дисциплины.

Мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий.

Проведение ролевой игры на тему «Я странен, но не странен кто ж? Кто на других людей похож». Проведение дискуссии на тему «Прошлое чревато будущим» (на материале произведений 1/3 19 века).

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Комаров С.А., Лагунова О.К. История русской литературы ХVIII – первой трети ХIХ века. Рабочая программа и методические рекомендации для студентов ОДО и ОЗО филологического факультета специальностей «Журналистика» и «Филология». Изд-во ТюмГУ, 2006.

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.

2. Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.

3. Анализ драматического произведения. Л., 1987.

4. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

5. Бочаров С.Г. О смысле "Гробовщика" // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

6. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. СПб., 1994.

7. Виноградов В.В. Стиль А.С. Пушкина. М., 1941.

8. Висковатов П.М. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987.

9. Гей Н.К. Проза А.С. Пушкина. М., 1989.

10. Гернштейн Э.Г. "Герой нашего времени" Лермонтова. М., 1976.

11. Гиллельсон М., Мумина И. Повесть А.С Пушкина "Капитанская дочка". Комментарий. Л., 1977.

12. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.; Л., 1964.

13. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения. М., 2004.

14. Гоголь: история и современность. М., 1985.

15. Григорьян К. Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.

16. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

17. Журавлева А.И. А.Н. Островский – комедиограф. Изд-во МГУ, 1980.

18. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.

19. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. От Гоголя до Чехова. М., 1988. С. 50 – 91.

20. Золотусский И. П. Поэзия прозы. М., 1987.

21. История всемирной литературы. Т.6. М., 1989.

22. История русской драматургии. 18 – первая половина 19 в. Л., 1982.

23. История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л., 1981.

24. История русской поэзии: В 2 т. Т.1. Л., 1968.

25. Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Л., 1981.

26. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

27. Маймин е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1982.

28. Манн Ю.В. "Сквозь видный миру смех". М., 1994.

29. Манн Ю.В. Русская литературы XIX в.: Эпоха романтизма. М., 2001.

30. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. М., 1979.

31. Маркович В.М. Миф о Лермонтове на рубеже 19-20 веков // Имя. Сюжет. Миф. СПб., 1996.

32. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Л., 1987.

33. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987.

34. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

35. Пушкин в школе. М., 1978.

36. Ревякин А.И. История русской литературы 19 в. (первая половина). М., 1985.

37. Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969.

38. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

39. Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987.

40. Соколов А.Н. История русской литературы 19 в. (первая половина). М., 1970.

41. Соколов В. Рядом с Пушкиным. Харьков, 1991.

42. Томашевский Б.В. Стих и язык. М., 1959.

43. Тураев С.В. Концепция личности в литературе романтизма // Контекст -1977. М., 1978.

44. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

45. Устюжанин Д. Л. "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина. М., 1974.

46. Хализев В.Е., Шешукова С.В. Цикл А.С. Пушкина "Повести Белкина". М., 1989.

47. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985.

1. А.С. Пушкин. Борис Годунов. Комментарий. Моделирование уроков. М., 1999.

2. Вайснопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.

3. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. М., 2002.

4. Воропаев В.А. Гоголь над страницами духовных книг. Изд-во МГУ, 2002.

5. Гоголь и время. Изд-во Томского ун-та, 2005.

6. Жуковский и время. Изд-во Томского ун-та, 2007.

7. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.

8. Н.В. Гоголь и театр. Сборник докладов. Третьи гоголевские чтения. М., 2004.

9. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография. Изд-во МГУ, 2001.

10. Манн Ю.В. Русская литература ХIХ. Эпоха романтизма. М., 2002.

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Студентам предлагается просмотреть и обсудить «экранизации» изучаемых художественных произведений: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Театральные представления появились в России в XVII в., при отце Петра I Алексее Михайловиче. Но театр того времени служил для забавы только царского двора. Петр поставил перед ним совершенно другую задачу. В эпоху почти поголовной безграмотности театр должен был сделаться источником знаний, пропагандистом политики, проводимой государством. С этой целью в Россию в 1702 г. был приглашен с труппой артистов немецкий антрепренер Иоганн Кунст. По распоряжению Петра на Красной площади построили деревянное здание — «театральную храмину». Для подготовки русских артистов к труппе Кунста были прикреплены подьячие из разных приказов. Каждому из них полагалось жалованье, соответствовавшее важности порученной роли. Входные цены в театр были невысокими. Двери его были открыты для всех желающих. В 1703 г. Кунст умер, и его дело до 1707 г. продолжал житель немецкой слободы в Москве Отто Фюрст. Репертуар театра Кунста составляли так называемые «английские комедии», привезенные из Англии в Германию в конце XVI в. странствующими актерами. Пьесы эти представляли крайне беспомощную в драматическом отношении инсценировку рыцарских романов, исторических легенд, сказок, новелл. Игра отличалась утрированной манерой. Герои выкрикивали патетические монологи, отчаянно жестикулировали. Кровавые сцены соседствовали с грубым шутовством. Непременным действующим лицом пьесы был комический персонаж, носивший в России название «дурацкая персона», а в Германии Пикельгеринг или Гансвурст. В частично сохранившемся репертуаре театра Кунста представлены следующие пьесы: «О Дон-Яне и Дон-Педре» — одна из многочисленных обработок сюжета о Дон-Жуане, «О крепости Грубстона, в ней же первая персона Александр Македонский», «Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его», «Два завоеванные городы, в ней же первая персона Юлий Цезарь», «Принц Пикельгеринг, или Жоделетт, самый свой тюрьмовый заключник» — переделка комедии Тома Корнеля, восходящая, в свою очередь, к одной из комедий Кальдерона, «О докторе битом» — переделка пьесы Мольера «Лекарь поневоле». Театр Кунста-Фюрста не оправдал надежд Петра I, который как-то сказал, что он хотел бы видеть «пиэсу трогательную, без этой любви, всюду в[к]леиваемой... и веселый фарс без шутовства». По своему содержанию спектакли Кунста были очень далеки от русской действительности и в силу этого не могли объяснять и пропагандировать мероприятия Петра. Серьезным недостатком этих пьес оказался и их язык, речь героев выглядела особенно беспомощно в любовных или патетических репликах.

И вместе с тем пьесы театра Кунста сыграли свою положительную роль. Театр из дворца перекочевал на площадь. Он способствовал появлению на Руси театральных переводчиков и русских артистов. Пьесы, поставленные Кунстом, помогали «обмирщению» драматического искусства. Они знакомили русского зрителя с великими историческими деятелями, такими, как Юлий Цезарь, Александр Македонский, с сюжетами пьес европейских драматургов, в том числе и Мольера, и таким образом выполняли не только развлекательные, но и просветительные задачи. В первой четверти XVIII в. в России сохранялись так называемые школьные театры. Один из них существовал при Славяно-греко-латинской академии, другой был открыт в Москве, при Госпитале, имевшем свою медицинскую школу. Возглавлял Госпиталь выходец из Голландии Николай Бидлоо. Созданные на русской почве, эти театры более успешно выполняли задачу, которая оказалась не под силу театру Кунста. Они ревностно разъясняли и пропагандировали политику Петра I. В пьесах школьного театра господствовали аллегорические сюжеты и образы. Конкретных, реальных персонажей эта драматургия не знает. Аллегории были двоякого рода: почерпнутые из Библии и имевшие вполне светский характер — Отмщение, Истина, Мир, Смерть и т. п. Для лучшего распознавания они наделялись соответствующими атрибутами: Фортуна — колесом, Мир — оливковой ветвью, Надежда — якорем, Гнев — мечом. В сценическом действии и в русских и в иностранных пьесах соединялись разные виды искусств: декламация, пение, музыка и танец. ПРИМЕР: В 1705 г. русские войска овладели крепостью Нарва и освободили исконно русские земли, незаконно захваченные Швецией. Откликом на эту победу послужила пьеса «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», поставленная в духовной академии. Политические события облекались в аллегорический сюжет о выводе Моисеем израильтян из Египта. Вместе с тем в пьесе фигурировали и светские аллегорические образы. Главными персонажами являлись Ревность российская, под которой подразумевался Петр I, и Хищение неправедное — Щвеция. Их аллегорический смысл разъяснялся с помощью двух эмблематических образов — «двоеглавного» Орла и «прегордого» Льва. Между Ревностью и Хищением происходила борьба, в которой участвовали Орел и Лев. Ревность одерживала победу. В конце пьесы Торжество возлагало на Ревность лавровый венок. Текст этой пьесы не сохранился, дотла лишь ее пространная программа. Событиями Северной войны вызвана и еще одна пьеса из репертуара духовной академии — «Божие уничижителей гордых уничижение», от которой также сохранилась лишь программа. Непосредственным поводом к ее созданию послужила Полтавская битва. В качестве библейской параллели неизвестным автором был воспроизведен поединок израильского юноши Давида с филистимлянским воином Голиафом. Образ Давида ассоциировался с русским войском, Голиафа — с шведским. Расшифровке аллегорий помогали знакомые нам персонажи — Орел и Лев. Смысл событий поясняли специальные надписи. Одна из них — «Хром, но лют» — относилась ко Льву и намекала на Карла XII, раненного в ногу накануне Полтавской битвы. В первые десятилетия XVIII в. появились любительские придворные театры. Один из них был создан в подмосковном селе Преображенском при дворе сестры Петра I Натальи Алексеевны. Второй —в Измайлове во дворце вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны, жены покойного царя Федора Алексеевича. Третий — в Москве, а затем в Петербурге при дворе царевны Елизаветы Петровны. Репертуар театра Натальи Алексеевны был очень пестрым, эклектичным. Наряду с переложением житейных сюжетов здесь создавались инсценировки светских авантюрных повестей: «Комедия о прекрасной Мелюзине», «Комедия Олундина», «Комедия Петра златых ключей». Автором нескольких пьес была сама Наталья Алексеевна. В отличие от стихотворных школьных драм все эти пьесы написаны прозой и лишены аллегорических образов. О театрах Прасковьи Федоровны и Елизаветы Петровны и их репертуаре сохранилось мало сведений. Однако известно, что с театром Елизаветы Петровны связана одна из лучших пьес того времени — «Комедия о графе Фарсоне». Ее начало перекликается с рукописными повестями Петровской эпохи. Молодой француз, граф Фарсон просит родителей отпустить его «во иностраныя государства погуляти. И тамо чюжестранных извычай познати». В дальнейшем сюжет «комедии» становится очень близким к пьесам театра Кунста, где любовная интрига часто завершалась драматической развязкой. Граф Фарсон прибывает в Португалию. Его заметила и полюбила португальская королева. Успехи графа Фарсона вызвали зависть сенаторов, которым удалось убить опасного для них фаворита. Разгневанная королева казнит сенаторов, а себя закалывает шпагой.

Комедия написана рифмованными силлабическими стихами разной длины, что приближает их к раёшнику. В стиле пьесы контрастируют грубые, подчас вульгарные реплики с манерными, рассчитанными на утонченность фразами. Так, в словесной перепалке с оскорбившим его капитаном граф Фарсон заявляет: «Цыц ты, бодрило! Сим моим прутом расчибу твое рыло. Рассеку твои губы, что не соберешь, где лежат зубы». Совершенно другую стилистическую окраску несет любовное признание королевы, обращенное к Фарсону: «Ах мой предрагий деоманте. И тяшкоценный брилианте!.. Ум мой смутися. Купида мне приключися». Антракты между действиями заполнялись интермедиями. Так назывались в школьных театрах короткие пьесы, исполнявшиеся перед закрытым занавесом в промежутках между действиями. Число действующих лиц не превышало в них трех-четырех человек. Содержание интермедий отличалось комическим и даже сатирическим характером. Объектом осмеяния часто служили представители власти или духовенства: корыстолюбивые судьи, пьяницы-монахи, алчные священнослужители. Им противостоял ловкий, остроумный Гаер или Арлекин, предшественник ярмарочного Петрушки, награждавший своих противников побоями. Интермедии писались рифмованными силлабическими стихами. Язык героев хорошо воспроизводил народную, часто грубоватую речь. Сатирические интермедии отражали злободневные явления Петровской эпохи. Так, в одной из пьес — «Дьячок и сыновья» — высмеивался дьячок, не пожелавший отдать своих детей в семинарию. Дьячок пробует подкупить подьячих. А те взятку берут, но сыновей уводят. Во вторую половину XVIII в. интермедии получили самостоятельное существование наравне с другими маленькими комическими пьесками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: