Классификация биологических агентов
Понятие о биологическом террористическом акте
Биологический теракт – это применение биологических агентов непосредственно для преднамеренного скрытого заражения среды обитания человека или же путем совершения взрывов, созданием условий для аварий на объектах биотехнологической промышленности, в микробиологических лабораториях.
Для достижения целей биологического теракта к потенциальным биологическим агентам предъявляются следующие требования, т.е. они должны обладать:
- необходимой поражающей эффективностью (значительное количество тяжелых форм заболеваний с длительной утратой трудоспособности;
- высокой заразительностью при минимальной заражающей дозе;
- значительной устойчивостью во внешней среде;
- симптоматикой заболеваний, устрашающе воздействующей на окружающих.
Важными критериями определения пригодности биологических агентов для терактов будут являться:
- трудности обнаружения агента после применения в воздухе, воде, на различных объектах внешней среды;
|
|
- сложностью и длительностью лабораторного определения вида агента;
- трудность быстрой диагностики возбудителя заболевания;
- способность инфекции к широкому распространению;
- недостаточная эффективность имеющихся в данное время средств иммуно- и экстренной профилактики заболеваний.
В 1988 году Министерством здравоохранения был утвержден перечень агентов требующих создания средств защиты и проведения защитных мероприятий:
1. Возбудители вирусной природы – натуральная оспа, желтая лихорадка, японский энцефалит и др.
2. Возбудители риккетсиозной природы: сыпной тиф, пятнистая лихорадка, ку-лихорадка.
3. Возбудители бактериальной природы: чума, сибирская язва, туляремия, сап, бруцеллез и др.
4. Токсины растительного и животного происхождения: ботулинические токсины, столбнячный, сибиреязвенный, стафилококковые и энтеротоксины и др.
Токсины стабильны при хранении и применении, возможно скрытное применение и у них отсутствует инкубационный период заболевания.
Наличие большого числа представителей биологических средств вызывает необходимость их классификации.
Объекты преступления при биологическом теракте можно классифицировать следующим образом:
- отдельная персона (общественный, государственный деятель, бизнесмен, промышленник и т.д.);
- ограниченная (конкретная) группа лиц (50-100 человек);
- неограниченная (случайная) группа лиц или поток людей (свыше 100 человек).
Существенную трудность представляет собой установление самого факта применения биологических агентов при теракте.
|
|
Задача решается путем правильной интерпретации внешнего применения биологических агентов на территории и объектах (появление необычных запахов, дыма, тумана, наличие на почве и предметах капель мутноватой жидкости, осколков стекла, пластмассы и т.д.).
Прогнозирование последствий биологических терактов
Прогнозирование санитарно-эпидемиологических последствий ЧС любого генеза является обязательным элементом подготовки мероприятий в целях минимизации возможного ущерба и ликвидации последствий в кратчайший период.
Прогнозирование последствий биологического акта ведется поэтапно:
- прогноз вероятности проведения биологического теракта на данной территории, объекте;
- последствия возможного биологического теракта для населения или сотрудников биологически опасного объекта;
- возможные границы зоны биологического поражения;
- концентрация токсинов в воздухе, водоемах в пределах зоны биологического поражения.
Использование компьютерных технологий для обработки больших объемов информации обеспечивает получение качественных и количественных оценок, эффективное проведение предупредительных и оперативных мероприятий. Создаются базы данных по уже происшедшим аварийным ситуациям на биологически опасных объектах.
Прогнозирование позволяет ответить на следующие вопросы:
- распределение на территории токсинов в любой момент после биологического теракта;
- уровень инфекционной заболеваемости среди людей, попавших в зону биологического поражения;
- направление движение облака биологического аэрозоля;
- концентрация токсинов в приземном слое атмосферы;
- особенности местных метеоусловий, розы ветров;
- необходимые ресурсы и время для ликвидации последствий проведенного теракта.
Прогноз последствий усложняется рядом факторов:
- внезапностью и скрытностью проведения теракта;
- потерей контроля над объектами в момент теракта;
- трудностью установления четких границ зон биологического поражения, возможностью образования эпидемических очагов в результате вторичных заражений от уже заболевших.
Для решения этой сложной проблемы должны быть созданы банки данных обо всех видах аварий на биологически опасных объектах, а также материалы по мониторингу окружающей среды.
Планирование мероприятий на биологически опасных объектах
Основной целью является обеспечение защищенности сотрудников объекта и окружающего населения от биологического поражения при теракте (взрыв, диверсия) на данном объекте.
В плане отражаются:
- основные мероприятия, проводимые на объекте при угрозе возникновения и непосредственно в ходе ликвидации последствий теракта;
- привлекаемые силы и средства с указанием сроков их готовности и объемов выполняемых мероприятий;
- организация защиты персонала, материальных средств и оборудования с учетом прогнозируемой обстановки;
- порядок перевода объекта на строгий противоэпидемический режим работы;
- организация работы функциональных подразделений объекта при возникновении эпидемических очагов;
- организация снабжения медицинским и специальным имуществом подразделений объекта;
- организация управления и связи, порядок обмена информацией.
К плану прилагаются схема оповещения и сбора сотрудников, схема управления подразделениями объекта и созданными для ликвидации последствий терактов формированиями.
Самолет нельзя покидать до приказа, так как вас могут принять за террориста и застрелить. Если был применен слезоточивый газ – не трите глаза, их промоют медики.
Выходить из самолета по приказу нужно быстро, не останавливаясь, ибо всегда есть опасность пожара или взрыва.
Главные направления предупреждения терроризма
|
|
Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.
Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.
Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и превращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.
Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.
Общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому злу и вовремя выявлять террористическую угрозу. Сегодня совершенно очевидной является необходимость определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы с ним.
|
|
Главные направления предупреждения терроризма должны включать:
1) прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов;
2) воздействие на основные явления и процессы в обществе, способствующие росту терроризма;
3) пресечение совершающихся террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической деятельности;
4) предупреждение и пресечение сходных с терроризмом преступлений (захват заложников, геноцид, диверсия и др.);
5) сотрудничество международных организаций в предупреждении и пресечении террористической деятельности.
В качестве заключения по данному вопросу следует заметить, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но и ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.
1. Основные вопросы подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. В чем сущность системы безопасности объекта?
3. Действия персонала при угрозе совершения теракта по телефону или в письменном виде.
4. Действия руководителя при угрозе совершения теракта.
5. Медицинская и психологическая помощь пострадавшим в результате теракта.
6. Понятие биологического теракта.
7. Этапы прогнозирования последствий биологического теракта.
8. В чем сущность плана обеспечения защищенности объекта и его сотрудников от биологического поражения при теракте.
9. Поведение пассажиров при захвате самолета террористами.
Принципы защиты населения от ЧС
Федеральные законы:
- «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.
- «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», № 151-ФЗ от 22.08.1995 г.
- «О радиационной безопасности населения», № 3-ФЗ от 09.01.1996 г.
- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.
- «О безопасности», № 2446-1-ФЗ от 05.03.1992 г.
- «О гражданской обороне», № 28-ФЗ от 26.12.1997 г.
Основные положения закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
1. Проведение защиты должно выполняться под руководством и с персональной ответственностью со стороны исполнительной власти и руководителей объектов.
2. Необходимо заблаговременное проведение мероприятий по защите.
3. Следует учитывать особенности отдельных регионов.
4. При разработке мероприятий по защите необходимо взаимодействие отдельных ведомств и министерств.
5. Должна выполняться увязка мероприятий по защите с планом развития региона.
Мероприятия, повышающие эффективность защиты
1. Своевременное оповещение населения о стихийных бедствиях и авариях техногенного характера. Для этого по средствам массовой информации передают специальные сообщения, а также транспортом и предприятиями подаются прерывистые гудки, которые означают: «Внимание всем!»
2. Организация и проведение дозиметрического и химического контроля.
3. Специальные медицинские профилактические мероприятия.
4. Защита продовольствия и воды от заражения РВ и ОВ.
5. Обучение населения.
Вопросы для самопроверки:
1. Особенности стихийных бедствий.
2. Оценка землетрясений.
3. Характеристика ветровых опасностей.
4. Принципы защиты населения от ЧС.
Средства защиты органов дыхания
Применяют:
- противогазы;
- респираторы;
- простейшие средства.
Противогазы защищают органы дыхания, глаза, лицо от попадания РВ, АХОВ и бактериальных средств (БС).
По принципу действия противогазы делят на фильтрующие, изолирующие и кислородно-изолирующие.
Фильтрующие противогазы подразделяют на общевойсковые, гражданские, промышленные.
Принцип действия таких противогазов основан на явлении поглощения газов и паров на шихте активированного угля и механической очистки воздуха от РВ и БС на противоаэрозольном фильтре (ПАФ). Шихта и ПАФ размещены в фильтрующе-поглощающей коробке.
В комплект противогаза входят: фильтрующе-поглощающая коробка, лицевая часть, коробка с незапотевающими плёнками, сумка. Для избирательного поглощения некоторых АХОВ в комплект включают ДПГ-1; ДПГ-3 (дополнительные патроны газовые).
Лицевая часть представляет собой шлем-маску, в которую вмонтированы очки и клапанная коробка.
Фильтрующие противогазы для взрослого населения: ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ
Детские противогазы для дошкольников и школьников: ПДФ-Д, ПДФ-2Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш
Камера защитная детская для грудных детей: кзд
Противогазы ГП-7В и ГП-7ВМ имеют ряд преимуществ по сравнению с противогазами ГП-5:
- уменьшено сопротивление ФПК;
- более надёжная герметизация;
- лицевая часть имеет переговорное устройство;
- имеется приспособление для питья из фляги;
- время нахождения в зоне заражения до 12 часов, а для ГП-5 – 6 часов.
Главные характеристики фильтрующих противогазов:
1. Защитная мощность – время, в течение которого противогаз осуществляет эффективную защиту.
2. Коэффициент проскока – характеристика ПАФ (10-4 %).