Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД.
Правовые и организационные основы безопасности труда
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.
2. Организация работ по охране труда на предприятии
3. Организация обучения по охране труда, порядок оформления и проведение инструктажей.
4. Аттестация рабочих мест. Сертификация предприятия.
5. ССБТ - структура, содержание, внедрение
6. Классификация и анализ производственного травматизма
7. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
8. Возмещение вреда работникам в случае потери их трудоспособности
1 Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.
В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на здоровые и безопасные условия труда. В последние годы практически во всех хозяйственных отраслях России наблюдается тенденция ухудшения условий труда, увеличивается число аварий, несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, идет рост профессиональных заболеваний, сокращается продолжительность жизни.
|
|
Основными причинами сложившейся ситуации являются: высокая степень изношенности основных производственных фондов, резкое сокращение инвестиций в отрасли экономики, отсутствие экономического механизма, побуждающего работодателя улучшать условия труда и повышать его безопасность, несовершенство законодательных и организационно-технических нормативов. Стало очевидным, что действующее законодательство пришло в противоречие с изменившими формами собственности и другими элементами рыночных отношений. Можно напомнить, что начиная с 1992 года появилась частная собственность, возникли предприятия с ограниченной ответственностью, а также различного рода акционерные общества.
Как показывает передовой зарубежный опыт общество с социально ориентированной рыночной экономикой не может целиком отдавать вопросы обеспечения безопасности работающих на откуп работодателю. Поэтому необходима система государственного управления безопасностью труда в народном хозяйстве, опирающаяся преимущественно на экономические методы воздействия государства на предприятия. Отношения, возникающие между государством и предприятием, регулируются нормами административного права, при этом государство устанавливает требования к организации и состоянию условий труда и ответственность за их несоблюдение.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована основа государственной правовой политики управления БЖД человека. Принято большое число законодательных и нормативных документов, направленных на решение вопросов безопасности в обществе. Основные из них:
|
|
· Закон РФ о безопасности (март 1992г.)
· Правила возмещения работодателями вреда, за причиненное работникам увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей (декабрь 1992г.).
· Закон РФ о коллективных договорах и соглашениях (март 1992г.).
· Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.).
· Положение о Федеральной инспекции труда при министерстве труда РФ (Рострудинспекция) (июль 1994 г.).
· Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (июнь 1995 г.).
· Федеральный закон о пожарной безопасности (ноябрь 1994 г.).
· Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации (январь 1995 г.).
Разумеется, это перечисление полностью не исчерпывает весь комплект существующих документов, законодательная база постоянно расширяется и совершенствуется.
Гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда изложены в "основах законодательства РФ об охране труда" [1]; (в дальнейшем - Основы).
Закон - это главный правовой документ, обеспечивающий единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, поэтому действие Закона распространяется на предприятия, организации и учреждения всех форм собственности независимо от вида хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.