Потребности и их виды

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определяющее воздействие на формирование отношения к труду оказывает мотивация трудовой деятельности.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Мотивацию можно рассматривать как совокупность внутренних побудительных сил - потребностей, интересов, ценностной, ценностных ориентаций, установок, мотивов, идеалов и внешних побудительных сил - стимулов повышения трудовой активности работников.
Потребность - осознанная необходимость в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ, социальных и культурных ценностей.
Цель
- осознанно выбранное средство для удовлетворения потребностей.
Потребности принимают форму интересов к различным благам, объектам, видам деятельности, способным удовлетворить потребность.
Ценности - набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни.
Ценностные ориентации - это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека. к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях.
Стимул - внешнее побуждение к деятельности, способность выбранного объекта удовлетворить потребность человека. Для побуждения людей к эффективной деятельности применяют вознаграждения.

Вознаграждения - это все, что человек считает ценным для себя.

Потребность - первоисточник мотивации, это нужда в том, что необходимо для существования личности (коллектива, общества), их нормального функционирования. Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Вторичные - по природе своей психологические.

Первичные заложены генетически, а вторичные осознаются с опытом.
Когда человек ощущает потребность, она побуждает в нем состояние устремленности. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно сконцентрировано на достижении цели. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходной ситуации в будущем. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности представлена на рис.9.


Рис. 9. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: