double arrow

От редактора


Информация об издании

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ Том второй От сентиментализма к романтизму и реализму

Система самостоятельной работы студентов на I семестр

I. Подготовить наизусть:

а) В. Маяковский (3 стиха, отрывка из поэм;)

б) С. Есенин (3 стиха);

в) 3 стихотворения поэтов разных стилей 20 - 30-х годов.

г) Мандельштам О. (3 стиха);

д) Цветаева М. (3 стиха);

II. Общие тенденции развития литературы 1917 - 1945 гг. (собеседование)

1917 - 1920г. - годы переформировки литературы, групп писателей, главная проблема- проблема самоопределения.

Двадцатые годы - годы борьбы и дискуссий литературных группировок, что определило динамику и характер литературного развития: поиски новых творческих методов, стилей.

Тридцатые годы - переходный период между этапами русской литера­туры. Одерживает верх тоталитарная концепция личности. Зарождение лите­ратуры Сопротивления.

1941 - 1945 г. - Художественные тенденции этого периода были вызва­ны к жизни всенародной трагедией и способствовали освобождению литера­туры из-под гнета соцреалистйческих догм и канонов:

а) изучить обзорные темы по лекциям и учебным пособиям;




б) в тетради составить конспект-таблицу по каждому периоду, в котором отразить: особенности исторического периода, события литературной жизни, темы и проблемы литературных произведений, жанры, стили и методы, писатели и произведения, основные тенденции.

III. Литературные группировки в 20-е. годы: теоретические программы и
творческая практика (собеседование).

а) ознакомиться с письмом ЦК РКП(б) «О Пролеткульте» (1920) и резолюци­ей ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), Сравнить со статьей Е. Замятина «Я боюсь» (Русская советская лите­ратурная критика 1917-1934 гг.: Хрестоматия. - М., 1981);

б) охарактеризовать идейно-эстетические принципы, сильные и слабые стороны теории и практики одной из литературных группировок;

в) изучить и составить конспект одной из монографий:
Шешуков С. Неистовые ревнители. - М., 1984.

Белая Г. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. - М.: Совет­ский писатель, 1989.

Андреев Ю. Революция и литература (20 - 30 - гг.). - М.: Художественная литература, 1987.

У истоков русской советской литературы (1917 - 1922 гг.)..- Л.: Наука, 1990.

Голубков М. Утраченные альтернативы. – М., 1992.

IV. Монографическое изучение творческой индивидуальности В. Маяковского и М. Булгакова.

Эти два писателя в наибольшей степени выразили свою эпоху в поэзии и прозе. Их поиски в области сатиры и осмысления проблемы и гармонии об­щего и личного во многом идут по линии соположения или противопостав­ления.

V. Контрольная работа по творчеству В. Маяковского и М. Булгакова:



а) прочитать все тексты (см. список);

б) изучить рекомендуемую литературу (список);

в) конспект монографий по творчеству Маяковского и Булгакова (по выбору,
см. список).

Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом)

Редакционная коллегия: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова

Главный редактор Н. И. Пруцков

Редактор тома: Е. Н. Купреянова

Настоящий том посвящен русской литературе первой половины XIX в. (1800–1855). Заглавие тома «От сентиментализма к романтизму и реализму» отвечает методологии и историко-литературной концепции его авторов.

Следуя традиционному для нашей науки принципу рассмотрения литературного процесса как смены и борьбы литературных направлений, авторский коллектив полагал своей задачей по возможности восполнить те пробелы и устранить те неясности, которые еще существуют в освещении этого центрального вопроса.

Построение тома определяется предложенной в нем периодизацией литературного процесса первой половины XIX в. В нем выделяются два основных периода. Первый характеризуется движением от сентиментализма к романтизму; второй — от романтизма к реализму. Эта литературная периодизация естественно совмещается с исторической. Согласно последней, первый период охватывает путь, пройденный русской литературой от всемирно-исторических событий первой буржуазной революции во Франции через Отечественную войну 1812 г. к восстанию и поражению декабристов; второй — от николаевской реакции к демократическому подъему, начало которому кладет 1855 г., ознаменованный окончанием Крымской войны и смертью Николая I.



Литературные явления рассматриваются в томе в основном под одним, но двуединым углом зрения — в аспекте их генезиса, с одной стороны, и возникающих в них новых перспектив — с другой. Далеко еще не во всем ясный вопрос о генезисе русского романтизма и времени его самоутверждения в качестве самостоятельного и передового направления заставил авторов уделить значительно большее внимание, чем это имеет место обычно, не только поэзии, но и прозе 1800–1810-х гг. Прослеживается самый процесс формирования романтизма и устанавливается первостепенное значение, которое приобретает в это время проблема литературного «слога» для национального самоопределения русской литературы и культуры в целом.

Том состоит из краткого Введения и 22 глав.

Во Введении дана краткая характеристика романтизма и реализма как двух важнейших общеевропейских литературных направлений XIX в. Их возникновение и развитие диктовалось теми новыми проблемами, которые были поставлены перед общественно-литературным сознанием Великой французской революцией и ее результатами и которые решались каждой из национальных литератур соответственно уровню и потребностям буржуазного развития ее страны. Кроме того, в томе есть вводные, однотипные по своему названию и характеру главы — 1-я и 14-я, — характеризующие в общих чертах основные направления и течения русской литературно-общественной мысли первой половины XIX в. до и после восстания декабристов. Из остальных глав десять носят обзорный, девять — персональный и одна одновременно и обзорный, и персональный характер, будучи посвящена драматургии 1800–1810-х гг. и творчеству Грибоедова, в основном его комедии «Горе от ума».

В интересах читателя, для его удобства, все обзорные главы строятся по совмещенному хронологически-систематическому принципу рассмотрения материала, т. е. отдельно поэзии и отдельно прозы в их эволюции не только от одного периода к другому, но и в пределах каждого периода. Специальные главы посвящены поэзии декабристов и поэтам ближайшего пушкинского окружения. Персональные главы представляют собой очерки творчества Жуковского, Батюшкова, Крылова-баснописца, Пушкина, Баратынского, Кольцова, Лермонтова и Гоголя. Том завершается главой о «натуральной школе» и соотношении ее реалистических завоеваний с новыми тенденциями, возникающими в литературе первой половины 1850-х гг.

Все главы книги, за исключением двух (об «Истории государства Российского» Карамзина и о Кольцове), написаны сотрудниками Пушкинского Дома.

В обсуждении рукописи настоящего издания принимали участие проф. В. И. Кулешов (МГУ), проф. Н. Н. Скатов (Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена), доктор филологических наук Н. В. Измайлов (Пушкинский Дом), а также сотрудники Сектора русской классической литературы Института мировой литературы им. А. М. Горького. Редколлегия благодарна всем за полезные советы и замечания.

Техническую подготовку рукописи к изданию осуществляла научный сотрудник Пушкинского Дома Г. В. Степанова.







Сейчас читают про: