Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. (А. Гарун, И. Абдиралович-Канчевский и др.)

Философская и общественно-политическая проблематика в творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и др.

19 век. Развиваются идеи национального освобождения, либеральные идеи республики, свободы. Представители: К.Калиновский (1838-1864), Ф.Богушевич (1840-1900) и др. Они выступали за национальное возрождение, республиканский строй. Их можно назвать революционными демократами и просветителями. Им характерна приверженность идеям социального равен­ства и справедливости, неприятие угнетения, унижа­ющего человеческое достоинство. Калиновский был за отмену всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений, за всеобщее образование и воспитание, развитие науки и культуры на белорусском языке. В 1905 г. был снять запрет на белорусскоязычные публикации. Возникает ряд журналов и газет на белорусском языке.

Особо следует сказать о творчестве Янки Купалы (1882 — 1942), кото­рый уже в начале XX века выразил национальную идеюбелору­сов и такие национальные черты как трудолюбие, коллективность, толерантность. Национальные идеи сформулированные Янкой Купалой, Якубом Коласом нашли дальнейшее развитие в деятельности целого ряда представителей белорусского на­ционального возрождения начала XX века — братьев И. и А. Луцкевичей, И. Буйницкого, В. Ластовского и др. Они выступали за социально-экономическое, политическое, культурное возрождение белорусских земель, за развитие белорусского языка, просвещение народа, созда­ние собственной государственности.

Проблемы национального самосознания заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича-Канчевского (1896-1923). Он анализировал место белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом. Но считал, что при всем влиянии других культур, формы жизни любого народа не приходят извне, а являются плодом его духовного развития.

Участник беларусского культурно-просветительного движения в Вильно, Петербурге, Москве и Минске. Публиковал политические статьи и стихи в газетах «Новае жыцьцё», «Наша думка», «Наша будучыня» и др. В философском эссе «Адвечным шляхам» (Вильно, 1921) раскрыл драматизм исторической судьбы беларусского народа, его извечное стремление сохранить независимость своего духа, быть равным среди равных в семье других народов и государств.

Паэзія Гаруна прасякнута ідэяй сацыяльнага і нацыянальнага разняволення беларускага народа.; удзельнічаў у стварэнні БНР. М.Богданович хорошо отзывался о его поэзии.

Ты, мой брат, каго зваць Беларусам,

Роднай мовы сваей не цурайся;

Як не зрокся яе пад прымусам,

Так і вольны цяпер не зракайся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: