Политическая власть
Современные концепции власти. Современная наука не выработала общего определения понятию.
Теологическая концепция. Власть – всё то, что дано свыше. Власть дана богом. Божественное начало всякой власти.
Телеологическая концепция. Власть трактуется с точки зрения постановки целей и задач и определения способов их достижения.
Бихевиористские концепции. Власть – особый вид поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.
Психологические концепции. Власть рассматривается как способность компенсировать физическую, психологическую или сексуальную неполноценность.
Системная концепция. Власть понимается как свойство системы, состоящее из определённых элементов, в которые власть – взаимосвязующее звено.
Структурно-организационная концепция. Общество представляет собой иерархичную систему и власть связывает компоненты системы снизу доверху.
Классовая (марксистская, коммунистическая) концепция. Власть определяется как организованное господство одного класса экономически доминирующего над другими общественными классами.
|
|
Элитарная концепция. Власть представляет собой взаимосвязь между господствующей элитой (меньшинством) и подчинёнными массами (большинством).
Вэберовская (волевая) концепция. Власть – это способность и возможность волевого преобразования общественных отношений вопреки сопротивлению.
Конфликтологическая концепция. Власть рассматривается как социальное явление, распределяющее ценностные факторы в конфликтных ситуациях. Устранение конфликтов или их минимизация.
Политическая власть – способность и возможность индивида социальной общности или института навязывать собственные интересы другим, проводить свою волю в политике, руководить, управлять.
Особенности:
\ Доминирование властной воли: наличие у субъекта осознанной политической цели, способности и готовности последовательно добиваться её осуществления.
\ Наличие особого аппарата управления. Парламент, правительство, глава государства, институты местной власти.
\ Суверенность. Их независимость и неделимость.
\ Монополия на регламентацию общественной жизни. Законы.
\ Легальность в использовании силовых институтов в пределах государства.
\ Авторитет власти, т.е. общепризнанное влияние.
\ Источники и ресурсы власти
\ Легитимность.
Легальность – юридическое обоснование политической власти. Означает, что происхождение власти, её полномочия и методы, которыми она действует, зафиксированы в нормативных и законодательных актах.
Легитимность – способность власти создавать и поддерживать у населения убеждение в том, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые её граждане должны выполнять. Другими словами – это признание власти со стороны общества, причём осознанное и добровольное.
|
|
Типы легитимности:
o Традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;
o Рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
o Харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только ещё формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
Власть должна быть не только легальна и легитимна, но и эффективна. Эффективность власти определяется выполняемыми ею функциями.
\ Господство. Беспрекословное подчинение.
\ Влияние.
\ Руководство.
\ Управление.
\ Организация. Согласование всех институтов.
\ Контроль.
Теория разделения властей
Данная теория окончательный свой вариант приобрела на рубеже XVII-XVIII веков. Авторами были: Джон Локк, Шарль Монтескье. Исходя из естественной предпосылки, т.е. в обществе власть выполняет определённые функции, она должна делиться на 3 ветви: законодательную (в лице парламента, по мнению авторов – двухпалатного, что означает компромисс между господствующими классами: феодалами и буржуазией; нижняя палата – интересы буржуазии и третьего сословия, верхняя палата – интересы феодалов), исполнительную (в лице правительства; в настоящее время входит глава государства), судебную с соответствующими институтами. Ветви власти должны быть не только разделены, но и уравновешены.
Политической предпосылкой теории было стремление демонополизировать власть, т.е. препятствовать концентрации власти либо в руках одного человека или института.
В настоящее время современные государства в конституционных актах закрепляют этот механизм.