Примечания
Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 367.
(обратно)
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 193.
(обратно)
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 5–6.
(обратно)
Штранге М. М. Русское общество и французская революция 1789–1794 гг. М., 1956.
(обратно)
Политический журнал, 1793, ч. 1, с. 3–7. — Журнал издавался с 1790 г. при Московском университете П. А. Сохацким и состоял в основном из переводных статей, но это дела не меняет.
(обратно)
См.: Штранге М. М. Русское общество…, с. 121–153.
(обратно)
Цит. по кн.: Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954, с. 255.
(обратно)
См.: Штранге М. М. Русское общество…, с. 128.
(обратно)
См.: там же, с. 175–176.
(обратно)
Чарторыжский Адам. Мемуары, т. 1. М., 1912, с. 88.
(обратно)
Заключенные в скобки слова вынесены Карамзиным в подстрочное примечание к слову «филантроп».
(обратно)
Карамзин. Соч., т. 7. СПб., 1834, с. 83–84.
(обратно)
См.: Штранге М. М. Русское общество…, с. 124–125.
(обратно)
Карамзин. Соч., т. 7, с. 84–85. — Приведенная часть письма Мелодора полностью процитирована А. И. Герценом в качестве лирического введения к своим собственным «письмам» «С того берега» (1848–1850), посвященным революции 1848 г.
(обратно)
Карамзин. Соч., т. 7, с. 100.
(обратно)
Радищев А. Н. Стихотворения. Л., 1975, с. 181.
(обратно)
Там же, с. 182.
(обратно)
Карамзин Н. М. Соч., т. 1. Стихотворения. Пг., 1917, с. 269.
(обратно)
Труды Вольного экономического общества, ч. 49. СПб., 1794, с. 312, 314.
(обратно)
См.: Берков П. Н. Понятие «европеизация» в истолковании В. И. Ленина и спорные вопросы истории русской литературы конца XVII — начала XVIII в. — В кн.: Наследие Ленина и наука о литературе. Л., 1969, с. 300–312.
(обратно)
Эта концепция опирается на известный труд В. В. Виноградова «Язык Пушкина» (М. — Л., 1935), где она была впервые выдвинута. Однако в следующем своем труде — «Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX вв.» (М., 1938) — В. В. Виноградов внес в нее существенные коррективы, к сожалению, оставленные без внимания историками литературы.
(обратно)
Письмо к П. Я. Чаадаеву от 6 июля 1831 г. (написано по-французски) (см.: Пушкин. Полн. собр. соч., т. 14. Л., 1941, с. 187. — Ниже ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Карамзин. Соч., т. 7, с. 122.
(обратно)
Там же, с. 122, 200.
(обратно)
Там же, с. 196, 218.
(обратно)
См.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960, с. 86–87.
(обратно)
Шишков А. С. Рассуждение о старом и новом слоге российского языка. СПб., 1803, с. 13.
(обратно)
Томашевский Б. В. Пушкин и Франция, с. 29.
(обратно)
Майков Л. Н. Николай Михайлович Карамзин у графа Н. П. Румянцева в 1824 г. — Рус. старина, 1890, кн. 9, с. 453.
(обратно)
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914, с. 1.
(обратно)
Письма Н. М. Карамзина к князю П. А. Вяземскому. 1810–1826. СПб., 1897, с. 60.
(обратно)
Объективную, весьма содержательную характеристику концепции «Истории государства Российского» и ее восприятия декабристами см. в кн.: Ланда С. С. Дух революционных преобразований… Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816–1825. М., 1975.
(обратно)
Рылеев К. Ф. Полн. собр. соч. М. — Л., 1934, с. 458.
(обратно)
Из писем и показаний декабристов. СПб., 1906, с. 67.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 135.
(обратно)
Грибоедов А. С. Соч. в стихах. Л., 1967, с. 92.
(обратно)
Гюго В. Драмы. М., 1958, с. 197, 198.
(обратно)
Аналитическая и строго историческая характеристика стиля Жуковского дана Г. А. Гуковским в его книге «Пушкин и русские романтики» (М., 1965, с. 3–137).
(обратно)
Березина В. Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. Л., 1965, с. 4–5. См. также: Гиппиус В. В. «Вестник Европы» 1802–1830 годов. — Учен. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук, 1939, вып. 3, с. 201–228; Михайловская Н. М. Журнал «Сын отечества» периода восстания декабристов в 1825 году. — Учен. зап. Удмурт. гос. пед. ин-та, 1956, вып. 10, с. 51–65; Базанов В. Г. Ученая республика. М. — Л., 1964.
(обратно)
Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1. Л., 1950, с. 156.
(обратно)
Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1895, с. 162.
(обратно)
Труды Общества любителей российской словесности, 1817, ч. 7, с. 102.
(обратно)
Там же.
(обратно)
См.: Лотман Ю. М. Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени. Тарту, 1958.
(обратно)
Орлов В. Н. Русские просветители 1790–1800 гг. М., 1958, с. 152.
(обратно)
Сев. пчела, 1857, № 125, с. 587.
(обратно)
История русской литературы, т. 5. М. — Л., 1941, с. 205.
(обратно)
Базанов В. Г. Ученая республика, с. 38, 42, 52.
(обратно)
Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869, с. 169.
(обратно)
См.: там же, с. 166–168.
(обратно)
Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929, с. 89–106; Мордовченко Н. И. Русская критика первой четверти XIX века. М. — Л., 1959, с. 77–78; Лотман Ю. М. Поэзия 1790–1810-х годов. — В кн.: Поэты 1790–1810-х годов. Л., 1971, с. 38–42.
(обратно)
Вигель Ф. Ф. Записки, ч. 3. М., 1892, с. 152.
(обратно)
Там же, с. 151–152.
(обратно)
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965, с. 96.
(обратно)
Мордовченко Н. И. Русская критика первой четверти XIX века, с. 95.
(обратно)
См.: «Арзамас» и арзамасские протоколы. Л., 1933; Краснокутский В. С. О своеобразии арзамасского наречия. — В кн.: Замысел, труд, воплощение. М., 1977, с. 20–41.
(обратно)
Термин введен в научный оборот М. И. Гиллельсоном. См. подробнее его монографию «Молодой Пушкин и арзамасское братство» (Л., 1974).
(обратно)
Почетным членом «Арзамаса» был Карамзин, не принимавший активного участия в его работе, но присутствовавший неоднократно на его заседаниях.
(обратно)
Рус. архив, 1875, № 12, с. 424–425. — Необходимо подчеркнуть, что ни «Беседа», ни «Московское общество любителей российской словесности» не включаются в орбиту подобного воздействия. «Резервом» декабристского движения был лагерь прогрессивно мыслящих литераторов, сторонников нового романтического направления в искусстве.
(обратно)
Кошелев А. И. Записки. Берлин, 1884, с. 13.
(обратно)
Карамзин Н. М. Избранные соч., т. 1. М. — Л., 1964, с. 299.
(обратно)
Измайлов В. Путешествие в полуденную Россию. В письмах, ч. 1. М., 1802, с. 3.
(обратно)
Там же, с. 11, 12.
(обратно)
Ф<ерельтц> С. фон. Путешествие критики, или Письма одного путешественника, описывающего другу своему разные пороки, которых большею частию сам был очевидным свидетелем. М., 1951, с. 23, 24.
(обратно)
Там же, с. 25.
(обратно)
Глинка Ф. Письма русского офицера, ч. 1. М., 1815, с. 2.
(обратно)
Там же, ч. 2, с. 7, 9.
(обратно)
Карамзин Н. М. Избр. соч., т. 1, с. 742.
(обратно)
Жуковский В. А. Собр. соч., т. 4. М. — Л., 1960, с. 390.
(обратно)
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 9. СПб., 1902, с. 21.
(обратно)
Нарежный В. Т. Избранные соч., т. 1, М., 1956, с. 43, 44.
(обратно)
Там же, с. 54.
(обратно)
Нарежный В. Аристион, или Перевоспитание. Справедливая повесть, ч. 2. СПб., 1822, с. 17.
(обратно)
Нарежный В. Т. Избранные соч., т. 2. М., 1956, с. 294.
(обратно)
Вяземский П. А. Полн. собр. соч., т. 1. СПб., 1878, с. 203–204.
(обратно)
Там же, с. 204.
(обратно)
Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8. М., 1956, с. 475.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 122. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Муза. 1796, ч. 2, с. 181, 165–166.
(обратно)
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 9. СПб., 1902, с. 19, 15.
(обратно)
Там же, с. 15.
(обратно)
Карамзин Н. М. Избр. соч., т. 2. М. — Л., 1964, с. 189.
(обратно)
Там же, с. 196–197.
(обратно)
Нарежный В. Т. Славенские вечера, кн. 1. СПб., 1809, с. III.
(обратно)
Карамзин Н. М. Избранные соч., т. 2, с. 162, 157.
(обратно)
Там же, с. 170.
(обратно)
Там же, т. 1, с. 193.
(обратно)
Глинка Ф. Письма к другу, ч. 1. СПб., 1816, с. 2.
(обратно)
Там же, ч. 2. СПб., 1816, с. 1–2.
(обратно)
Батюшков К. Н. Соч. М. — Л., 1934, с. 283.
(обратно)
Там же, с. 298, 302, 303.
(обратно)
Там же, с. 309.
(обратно)
Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866, с. 480.
(обратно)
Вестн. Европы, 1802, ч. 1, № 3, с. 1.
(обратно)
Там же, с. 7.
(обратно)
Карамзин Н. М. Избранные соч. в 2-х т., т. 2. М. — Л., 1964, с. 190.
(обратно)
Обращает на себя внимание резкость и твердость карамзинских оценок: «безобразит», «выдуманная».
(обратно)
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 1. Изд. 2-е. СПб., 1818, с. XIX. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Архив братьев Тургеневых, т. 3. Пг., 1921, с. 114–115.
(обратно)
Карамзин Н. М. Избранные соч. в 2-х т., т. 2, с. 283.
(обратно)
Муравьев Н. М. Мысли об «Истории государства Российского». — В кн.: Литературное наследство, т. 59. М., 1954, с. 595.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1955, с. 135 и 601.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 122. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Державин Г. Р. Анакреонтические песни. СПб., 1804, с. 1.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1949, с. 110. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Подгаецкая И. Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. — В кн.: Смена литературных стилей. М., 1974, с. 204.
(обратно)
Орлов В. Н. Русские просветители 1790–1800-х годов. Изд. 2-е. Л., 1953, с. 415.
(обратно)
См.: Востоков А. Х. Опыт о русском стихосложении. СПб., 1817.
(обратно)
Гнедич Н. И. Стихотворения. Л., 1956, с. 62.
(обратно)
Батюшков К. Н. Соч., т. 2, СПб., 1885, с. 241–242.
(обратно)
Плетнев П. А. Соч. и переписка, т. 1. СПб., 1885, с. 24–25.
(обратно)
Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика, Стилистика, Л., 1977, с. 359.
(обратно)
Обоснование этого термина см. в кн.: Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974, с. 27–28.
(обратно)
Лотман Ю. М. Поэзия 1790–1810-х годов. — В кн.: Поэты 1790–1810-х годов. Л., 1971, с. 21.
(обратно)
Томашевский Б. В. В. Л. Пушкин. — В кн.: Карамзин и поэты его времени. Стихотворения. Л., 1936, с. 388.
(обратно)
Плетнев П. А. Соч. и переписка, т. 1. СПб., 1885, с. 23.
(обратно)
Статья впервые появилась в выходившей в Петербурге на французском языке газете «Conservateur importarial» и была напечатана в русском переводе в «Вестнике Европы» (1817, № 17–18, с. 154–157).
(обратно)
Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869, с. 226.
(обратно)
См. подробнее: Лотман Ю. М. Русская поэзия 1800–1810-х гг. — В кн.: История русской поэзии, т. 1. Л., 1968, с. 191–214.
(обратно)
Портнова Н. А. Пансионские оды В. А. Жуковского. — Науч. труды Куйбышев. пед. ин-та, 1972, т. 99, с. 43–55 (Вопросы литературы).
(обратно)
Жуковский В. А. Собр. соч. в 4-х т., т. 4. М. — Л., 1960, с. 557. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1953, с. 60. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Вигель Ф. Ф. Записки, ч. 1. М., 1891, с. 186.
(обратно)
Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». Пг., 1918, с. 50.
(обратно)
Именно так интерпретировали этот образ русские переводчики: один из ранних переводов озаглавлен «Эпитафия господина Грея самому себе» (см.: Покоящийся трудолюбец, 1784, ч. 1, с. 81).
(обратно)
Многие из этих книг сохранились в составе личной библиотеки Жуковского, основная часть которой находится ныне в библиотеке Томского университета, около 600 томов — в составе Онегинской коллекции — хранятся в Пушкинском Доме. Личная библиотека Жуковского, свидетельствуя о широкой и всесторонней образованности поэта, является ценнейшим источником для исследования его творчества.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 21. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Резанов В. И. Из разысканий о сочинениях Жуковского, вып. 2. Пг., 1916, с. 249.
(обратно)
Там же, с. 243–248.
(обратно)
Там же, с. 252–254.
(обратно)
См.: Ранние романтические веяния. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1972, с. 226.
(обратно)
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 3. Пг., 1918, с. 443.
(обратно)
Томашевский Б. В. Пушкин, кн. 1. 1813–1824. М. — Л., 1956, с. 119.
(обратно)
Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. 1783–1852. СПб., 1883, с. 32.
(обратно)
Проникновенная лиричность этого стихотворения прекрасно передана в знаменитом дуэте Лизы и Полины из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», в котором использованы VI и VIII строфы «Вечера» Жуковского.
(обратно)
Именно так расшифровывает сам поэт эти стихи в письмах к родным.
(обратно)
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1949, с. 85.
(обратно)
Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского стиха. — В кн.: Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969, с. 349.
(обратно)
Подробнее см. об этом: там же, с. 356–372.
(обратно)
Значение слова в поэтическом контексте стихотворений Жуковского раскрыто в кн.: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965, с. 46–108. См. также: Подгаецкая И. Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. — В кн.: Смена литературных стилей. М., 1974, с. 207.
(обратно)
Блок А. Собр. соч., т. 6. М. — Л., 1962, с. 363.
(обратно)
Стихотворения Василия Жуковского, ч. 3. Изд. 2-е. СПб., 1818, с. 221.
(обратно)
См. подробнее: Иезуитова Р. В. Поэзия русского оссианизма. — Рус. лит., 1965, № 3, с. 64–66.
(обратно)
Жуковский В. А. Соч., т. 6. Изд. 7-е. СПб., 1878, с. 541.
(обратно)
Сын отечества, 1816, ч. 27, с. 7.
(обратно)
Вигель Ф. Ф. Записки, ч. 3. М., 1892, с. 137.
(обратно)
Уткинский сборник. Письма В. А. Жуковского, М. А. Мойер и Е. А. Протасовой. М., 1904, с. 89.
(обратно)
Стихотворения Василия Жуковского, ч. 3. Изд. 2-е. СПб., 1818, с. 231.
(обратно)
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 23.
(обратно)
Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956, с. 303.
(обратно)
Труды Вольного общества любителей российской словесности, 1824, ч. 28, с. 261.
(обратно)
История русской поэзии, т. 1. Л., 1968, с. 263.
(обратно)
См.: Реморова Н. Б. В. А. Жуковский — читатель и переводчик Гердера. — В кн.: Библиотека В. А. Жуковского в Томске. Томск, 1978, с. 209–301.
(обратно)
См.: Eichstâdt H. Žukovskij als Übersetzer. Drei Studien zu Übersetzungen V. A. Žukovskij aus dem Deutschen und Französischen. München, 1970.
(обратно)
Подробный анализ появившихся за последние годы работ зарубежных исследователей, посвященных деятельности Жуковского-переводчика, см.: Левин Ю. Д. Зарубежные работы о переводном творчестве Жуковского. — Рус. лит., 1973, № 3, с. 229–235.
(обратно)
Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975, с. 100.
(обратно)
Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1895, с. 163.
(обратно)
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 12. СПб., 1902, с. 10.
(обратно)
Там же, т. 10, с. 76.
(обратно)
Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского, с. 162.
(обратно)
Москвитянин, 1848, № 4, с. 114.
(обратно)
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 11. СПб., 1902, с. 33.
(обратно)
Там же, с. 32.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5. М., 1954, с. 569; т. 6. М., 1965, с. 22, 290; т. 7. М., 1955, с. 7, 143, 219, 223. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Обзор критических суждений о характере творчества и миросозерцании Батюшкова см.: Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.
(обратно)
Томашевский Б. К. Н. Батюшков. — В кн.: Батюшков К. Н. Стихотворения. Л., 1948, с. XXXIX–XL.
(обратно)
Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова, с. 256–257.
(обратно)
См.: Майков Л. Н. О жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова. — В кн.: Батюшков К. Н. Соч., т. 1, кн. 1. СПб., 1887, с. 1–316.
(обратно)
Батюшков К. Н. Соч., т. 3. СПб., 1886, с. 35.
(обратно)
Там же, с. 51.
(обратно)
Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967, с. 132–134.
(обратно)
Там же, с. 235–236.
(обратно)
Кулакова Л. Поэзия М. Н. Муравьева. — В кн.: Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967, с. 48.
(обратно)
Батюшков К. Н. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1964, с. 71. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
См. также статью Батюшкова 1815 г. «Нечто о поэте и поэзии» (Батюшков К. Н. Соч., М., 1955, с. 373–379).
(обратно)
Благой Д. Судьба Батюшкова. — В кн.: Батюшков К. Н. Соч. М. — Л., 1934, с. 7.
(обратно)
Верховский П. П. Батюшков. — В кн.: История русской литературы, т. 5. М. — Л., 1941, с. 413.
(обратно)
См. также стихотворение Батюшкова «Судьба Одиссея» (1814).
(обратно)
Ср. у Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» («Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…»).
(обратно)
«Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816 (Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977, с. 11–12).
(обратно)
Там же, с. 9–10.
(обратно)
«Нечто о поэте и поэзии», 1815 (там же, с. 20).
(обратно)
Томашевский Б. К. Н. Батюшков, с. XXVI–XXVII.
(обратно)
См. также стихотворения Батюшкова «Н. И. Гнедичу» (1808), «Тень друга» (1814) и др.
(обратно)
Пристрастие к песням скальдов и к суровой красоте северной природы Батюшков высказал и в статье 1815 г. «Нечто о поэте и поэзии» (Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе, с. 26–27).
(обратно)
В. В. Томашевский писал об «одической природе» элегии «На развалинах замка в Швеции» и тут же добавлял: «Эти стихи переходят в элегические размышления, в которых от оды осталась широта темы» (Томашевский Б. К. Н. Батюшков, с. XXXVIII).
(обратно)
«Вечер у Кантемира», 1816 (см.: Батюшков К. Н. Соч. М., 1955, с. 367).
(обратно)
См.: Фридман Н. В. Проза Батюшкова. М., 1965.
(обратно)
«Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816 (Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе, с. 11).
(обратно)
Мельхиседек — лицо, упоминаемое в Библии (Кн. Бытия, гл. 14, ст. 18–19). Символ высшей мудрости.
(обратно)
Ссылки в тексте даются по изданиям: Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956; Кюхельбекер В. К. Избранные произведения в 2-х т. М. — Л., 1967; Бестужев-Марлинский А. А. Собр. стихотворений. Л., 1946; Одоевский А. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1958; Поэты-декабристы. В. Ф. Раевский. К. Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер. А. И. Одоевский. А. А. Бестужев-Марлинский. Ф. Н. Глинка. Г. С. Батеньков. М., 1967; Глинка Ф. Н. Избранные произведения. Л., 1957; Катенин П. А. Избранные произведения. М. — Л., 1965.
(обратно)
Полярная звезда… на 1824 год. СПб., 1823, с. 1–2.
(обратно)
См.: Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1900, с. 571.
(обратно)
Полярная звезда… на 1824 год, с. 2.
(обратно)
Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре. М. — Л., 1960, с. 185–211.
(обратно)
Сомов О. М. О романтической поэзии. — В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети XIX века, т. 2. М., 1974, с. 555.
(обратно)
Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре, с. 202.
(обратно)
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 6.
(обратно)
Кюхельбекер В. К. Минувшего 1824 года военные, ученые и политические события в области российской словесности. — В кн.: Литературные портреты, кн. 1. Пг., 1923, с. 72–75.
(обратно)
Сын отечества, 1819, № 3, с. 119.
(обратно)
Кюхельбекер В. К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие. — Мнемозина, ч. 2. СПб., 1824, с. 29–38.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13. М. — Л., 1937, с. 135. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Значение литературного наследия Ф. Н. Глинки, как и его общественной деятельности, определено В. Г. Базановым. См. его книги: 1) Ученая республика. М. — Л., 1964, с. 103–162; 2) Очерки декабристской литературы. Поэзия. М. — Л., 1961, с. 43–59.
(обратно)
Рус. старина, 1893, № 12, с. 644.
(обратно)
Восстание декабристов. Материалы, т. 8. Алфавит декабристов. Л., 1925, с. 160.
(обратно)
О прозе А. Бестужева см. в главах 9 и 20.
(обратно)
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 29.
(обратно)
Спор между Пушкиным и Рылеевым по поводу внеисторической системы аллюзий в думах см. в кн.: Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия, с. 190–193.
(обратно)
Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978, с. 31.
(обратно)
Воспоминания Бестужевых. М. — Л., 1951, с. 7.
(обратно)
Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин. — В кн.: Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968, с. 36.
(обратно)
Мнемозина, ч. 2. М., 1824, с. 41.
(обратно)
Кюхельбекер В. К. Дневник. Л., 1979, с. 152.
(обратно)
Дневниковая запись (приведена Ю. Н. Тыняновым в кн.: Кюхельбекер В. Прокофий Ляпунов. Л., 1938, с. 18).
(обратно)
Беляев А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. СПб., 1882, с. 111.
(обратно)
Цейтлин М. А. Творчество А. И. Одоевского. — Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, 1956, т. 40, вып. 2, с. 99.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 297–298. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977, с. 37. — Немного позднее Батюшков заметил: «Для того, чтобы писать хорошо в стихах — в каком бы то ни было роде, — писать разнообразно, слогом сильным и приятным, с мыслями незаемными, с чувствами, надобно много писать прозою…» («Чужое — мое сокровище». — Там же, с. 417).
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 19. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 36.
(обратно)
Архив братьев Тургеневых, т. 5. Пг., 1921, с. 369.
(обратно)
Марлинский А. Полн. собр. соч., ч. 6. СПб., 1838, с. 98.
(обратно)
Там же, с. 11.
(обратно)
Там же, с. 26.
(обратно)
Там же, с. 72–75.
(обратно)
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1958, с. 98.
(обратно)
Там же, с. 128, 127.
(обратно)
Там же, с. 152.
(обратно)
Невский зритель, 1820, ч. 2, апр., с. 51, 54.
(обратно)
Мнемозина, 1824, ч. 2, с. 148.
(обратно)
Там же, ч. 1, с. 165.
(обратно)
Воспоминания Бестужевых. М. — Л., 1951, с. 284.
(обратно)
Полярная звезда… на 1824 год. СПб., 1824, с. 207.
(обратно)
«Утро вечера мудренее», 1820 (опубл.: Альбом северных муз. СПб., 1828); «За богом молитва, а за царем служба не пропадают» (опубл.: Полярная звезда… на 1825 год. СПб., 1825); «Татьяна Болтова» (опубл.: Альбом северных муз. СПб., 1828); роман «Андрей Безыменный» (написан в Петропавловской крепости, опубл.: СПб., 1832).
(обратно)
Корнилович А. О. Соч. и письма. М. — Л., 1957, с. 296.
(обратно)
Крылов И. А. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1945, с. 205. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
На это обратил внимание в свое время Г. А. Гуковский в статье «Лирика Крылова» (см.: И. А. Крылов. Исследования и материалы. М., 1947, с. 209–223).
(обратно)
В издававшемся И. Г. Рахманиновым журнале «Утренние часы» за 1788 г. Крыловым было анонимно напечатано несколько басен: «Павлин и Соловей», «Стыдливый игрок», «Судьба Игроков» и «Недовольный гостьми стихотворец».
(обратно)
Лобанов М. Жизнь и сочинения И. А. Крылова. СПб., 1847, с. 48.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 576. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Глубоко и всесторонне эта проблема решается в книге В. А. Архипова «И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости» (М., 1974).
(обратно)
См.: Дурылин С. Крылов и Отечественная война 1812 года. — В кн.: И. А. Крылов. Исследования и материалы, с. 147–186; Бриксман М. А. К истолкованию басен Крылова о войне 1812 года. — Труды Лен. гос. библиотечного ин-та им. Н. К. Крупской, 1957, т. 2, с. 147–161.
(обратно)
Архипов В. А. И. А. Крылов…, с. 84.
(обратно)
Архипов В. А. И. А. Крылов…, с. 87.
(обратно)
Кеневич В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова. СПб., 1878, с. 114–115.
(обратно)
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 8. М. — Л., 1952, с. 539.
(обратно)
Рус. архив, 1877, ч. 1, стб. 279.
(обратно)
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 3. СПб., 1913, с. 100–101.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 180. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861, с. 262–263.
(обратно)
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 1. СПб., 1911, с. 12.
(обратно)
В конце XVIII в. драматург П. А. Плавильщиков замечал: «Пусть любопытный пройдет мимо театра во время… русского представления… где-где увидит шестерню. — Одни пешеходы по большей части любят видеть свое…» (Зритель, 1792. ч. 2, с. 139).
(обратно)
Ильин Н. И. Великодушие, или Рекрутский набор. СПб., 1807, с. 2.
(обратно)
Журн. российской словесности, 1805, № 2, с. 59–70.
(обратно)
Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения. Л., 1961, с. 752.
(обратно)
Лицей, 1806, ч. 3, кн. 3, с. 103.
(обратно)
Драматический вестн., 1808, ч. 1, № 1, с. 13.
(обратно)
Озеров В. А. Трагедии. Стихотворения. Л., 1960, с. 107. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Жихарев С. П. Записки современника. М. — Л., 1955, с. 331.
(обратно)
Катенин П. А. Избранные произведения. М. — Л., 1965, с. 362.
(обратно)
Там же, с. 421.
(обратно)
Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения, с. 135.
(обратно)
Там же, с. 357–358.
(обратно)
Грибоедов А. С. Горе от ума. М., 1969, с. 41. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Слонимский А. Пушкин и комедия 1815–1820 гг. — В кн.: Временник Пушкинской комиссии, 2. М. — Л., 1936, с. 41.
(обратно)
Декабристы и их время, т. 1. М., 1928, с. 25.
(обратно)
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 34.
(обратно)
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 1, с. 82.
(обратно)
Там же, с. 77.
(обратно)
Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980, с. 26.
(обратно)
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 3, с. 133.
(обратно)
Писарев Д. И. Соч., т. 3. М., 1956, с. 362.
(обратно)
Современник, 1837, т. 5, с. 70.
(обратно)
Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 15.
(обратно)
Там же, с. 35.
(обратно)
Омарова Д. А. План «Горя от ума». — В кн.: А. С. Грибоедов. Творчество, биография, традиции. Л., 1977, с. 51.
(обратно)
Гельвеций К.-А. Соч., т. 2. М., 1974, с. 577, 580.
(обратно)
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. Достоевского. СПб. 1883, с. 375.
(обратно)
Ср.: Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Фамусов (от fama — молва), Репетилов (repeter — повторять).
(обратно)
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 1, с. 262.
(обратно)
Литературное наследство, т. 58. М., 1952, с. 163.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 2, кн. 1. М. — Л., 1947, с. 65. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Пушкин А. С. Стихотворения, т. 1. Л., 1955, с. 674 (Примечания).
(обратно)
Томашевский Б. В. Пушкин, кн. 1. М. — Л., 1956, с. 306.
(обратно)
Там же, с. 326–327.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 358. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Русская потаенная литература XIX столетия. Лондон, 1861, с. XXXIX–XL.
(обратно)
Жирмунский В. М. Пушкин и Байрон. Л., 1978, с. 199.
(обратно)
Пушкин А. С. Стихотворения, т. 1, с. 695.
(обратно)
Душевная сопричастность Татьяны к так охарактеризованному миру «простонародной старины» созвучна нижеследующему и явно гердерианскому высказыванию Карамзина в томе 10 «Истории государства Российского» (СПб., 1824, с. 264) о «старинных песнях русских»: «Не только в наших исторических, богатырских, охотничьих, но во многих нежных песнях заметна первобытная печать старины: видим в них как бы снимок подлинника уже неизвестного; слышим как бы отзыв голоса давно умолкнувшего; находим свежесть чувства (курсив мой, — Е. К.), теряемую человеком с летами, а народом с веками».
(обратно)
«Новая Элоиза» Руссо.
(обратно)
«Матильда» Коттен.
(обратно)
«История сэра Чарльза Грандисона» — роман Ричардсона.
(обратно)
Другой роман Ричардсона — «Клариса».
(обратно)
Героиня повести Мармонтеля «Школа дружбы» («L’école de l’amitié), что установлено Д. М. Шарыпкиным. См. его статью „Пушкин и „Нравоучительные рассказы“ Мармонтеля“ (Пушкин. Исследования и материалы, т. 8. Л., 1978, с. 127 и сл.).
(обратно)
К их числу отнесен в черновиках роман Бенжамена Констана «Адольф» (7, 22).
(обратно)
«Любви к родному пепелищу» и ее сопряжению с «наукой чтить самого себя» (курсив Пушкина) посвящено написанное в другом стилистическом ключе стихотворение «Еще одной, высокой, важной песни…» (1829). Курсив обозначает цитату. Процитированное дословно выражение принадлежит М. Н. Муравьеву. См.: Муравьев М. Н. Соч., ч. 1. СПб., 1819, с. 103 («Обитатель предместья»).
(обратно)
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 7. Изд. 4-е. Л., 1978, с. 115.
(обратно)
Пушкин. [Соч. ], т. 4. Пг., 1910, с. 5–13.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1935, с. 476–477 (комментарии).
(обратно)
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 10. СПб., 1824, с. 232. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Шекспир Вильям. Полн. собр. соч. в 8-ти т., т. 4. М. — Л., 1941, с. 478–479.
(обратно)
См.: Веселевский С. Б. Исследование по истории класса служилых землевладельцев. М., 1968, с. 106–120.
(обратно)
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 11. Примечания, с. 68, примеч. 206.
(обратно)
Летописная характеристика пополнена у Карамзина данными иноземных источников.
(обратно)
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957, с. 38 и сл.
(обратно)
Там же, с. 48–52.
(обратно)
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 11. Примечания, с. 121, примеч. 430.
(обратно)
Шекспир Вильям. Полн. собр. соч. в 8-ми т., т. 3. [М. — Л.], 1937, с. 435.
(обратно)
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля, с. 78.
(обратно)
Характерно, что с темой лицемерия связан и возникший у Пушкина в 1821–1822 гг. замысел поэмы об Актеоне, Диане и Эндемоне. Мифологический, не совсем пристойный сюжет поэмы несомненно обращен против «Тартюфа в юбке и короне» — Екатерины II, чудовищное лицемерие которой очерчено Пушкиным в «Заметках по русской истории XVIII века» (1822). До того «лицемерная Диана» упоминается в «Руслане и Людмиле».
(обратно)
Подробно об этом см.: Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975, с. 7–8.
(обратно)
Тойбин М. И. Пушкин. Творчество 1830-х гг. и вопросы историзма. Воронеж, 1976, с. 63.
(обратно)
Там же, с. 65–66.
(обратно)
Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974, с. 129 и сл.
(обратно)
Этим французским инициалом Пушкин обозначал самого себя.
(обратно)
Шарыпкын Д. М. Пушкин и «Нравоучительные рассказы» Мармонтеля, с. 128–138.
(обратно)
Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960, с. 412.
(обратно)
См.: Бочаров С. Г. Пушкин и Гоголь («Станционный смотритель» и «Шинель»). — В кн.: Проблемы типологии русского реализма. М., 1960, с. 210–239.
(обратно)
Оно, хотя и по-другому, представлялось возможным Гоголю, намекнувшему на это в «Мертвых душах» «Повестью о капитане Копейкине».
(обратно)
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 6. М. — Л., 1950, с. 755.
(обратно)
Петрунина Н. Н. К творческой истории «Капитанской дочки». — Рус. лит., 1970, № 2, с. 79–92.
(обратно)
См.: Данте. «Божественная комедия», окончание 6-й песни «Чистилища».
(обратно)
О хронологическом соотношении эволюции замысла романа из времен Пугачева с созданием его «Истории» см.: Петрунина Н. Н. Пушкин — художник и историк в работе над пугачевской темой (1833–1834). Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. Л., 1972.
(обратно)
Так в «Пропущенной главе» (8, 383).
(обратно)
Эти два стиха белового автографа в печатный текст не вошли явно по цензурным соображениям и были заменены в нем шестью стихами, приводимыми нами ниже.
(обратно)
Пушкин. Стихотворения, т. 3. Л., 1955, с. 798 — примечание Б. В. Томашевского.
(обратно)
См.: История русской литературы в трех томах, т. 2. М. — Л., 1963, с. 316.
(обратно)
Пушкин. Стихотворения, т. 3, с. 501–502. — А. М. Д. = A. M. D.: Ave Mater Dei — Радуйся, божья матерь (латин.).
(обратно)
См.: Герштейн Э. Г., Вацуро В. Э. Заметки А. А. Ахматовой о Пушкине. — В кн.: Временник пушкинской комиссии. 1970. Л., 1972, с. 46.
(обратно)
Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975, с. 201.
(обратно)
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1952, с. 50.
(обратно)
О стилистических принципах поэзии 1820-х гг. см.: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965; Гинзбург Л. О лирике. М. — Л., 1968 (гл. 1); Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
(обратно)
Давыдов Д. Полн. собр. стихотворений. Л., 1933, с. 89. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
См.: Базанов В. Ученая республика. Л., 1964, с. 141 и сл. — О литературно-общественных полемиках этого времени см.: Мордовченко Н. И. Русская критика первой четверти XIX века. М. — Л., 1959 (гл. IV–V).
(обратно)
Гнедич Н. И. Стихотворения. Л., 1956, с. 175.
(обратно)
Баратынский. Полн. собр. стихотворений, т. 1. Л., 1936, с. 107.
(обратно)
Вяземский П. А. Стихотворения. Л., 1958, с. 134–135. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
См.: Базанов В. Г. Поэтическое наследие Федора Глинки (20-е — 30-е годы XIX в.). Петрозаводск, 1950.
(обратно)
См.: Азадовский М. Языков. — В кн.: Языков. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1934, с. 12–80; Бухмейер К. Н. М. Языков. — В кн.: Языков Н. М. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1964, с. 5–52.
(обратно)
Языков Н. М. Полн. собр. стихотворений, с. 297.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1937, с. 63.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1955, с. 268. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Веневитинов Д. В. Избранное. М., 1956, с. 213.
(обратно)
Аксаков К. С. Воспоминание студентства. СПб., 1911, с. 17.
(обратно)
Герцен А. И. Собр. соч., т. 9. М., 1956, с. 43. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Соч., т. 14. М. — Л., 1967, с. 29.
(обратно)
Отеч. зап., 1843, т. 27, июнь, отд. VI, с. 33.
(обратно)
Этот вопрос всесторонне освещен в кн.: Усакина Т. Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX века. Саратов, 1965.
(обратно)
Веневитинов Д. В. Избранное, с. 233.
(обратно)
Русская стихотворная пародия (XVIII — начало XX века). Л., 1960, с. 328.
(обратно)
Веневитинов Д. В. Полн. собр. соч. М., 1934, с. 123.
(обратно)
Там же, с. 107.
(обратно)
Шевырев С. П. Стихотворения. Л., 1939, с. 51.
(обратно)
Козлов И. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1960, с. 327.
(обратно)
Козлов И., Подолинский А. Стихотворения. Л., 1936, с. 157–158.
(обратно)
См.: Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки, Л., 1924.
(обратно)
Поэты 1820–1830-х годов, т. 2. Л., 1972, с. 88.
(обратно)
Там же, т. 1. Л., 1972, с. 677.
(обратно)
Языков Н. М. Полн. собр. стихотворений. М., 1964, с. 297.
(обратно)
Полежаев А. И. Стихотворения и поэмы. Л., 1957, с. 90.
(обратно)
Там же, с. 57.
(обратно)
Бенедиктов В. Г. Стихотворения. Л., 1939, с. 54. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Баратынский Е. Полн. собр. стихотворений. Изд. 2-е. Л., 1957, с. 311. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13. М. — Л., 1937, с. 108. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М., 1951, с. 487.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 229.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 10. М., 1956, с. 300. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 181.
(обратно)
Стасов В. В. Избранные статьи о музыке. М., 1949, с. 190.
(обратно)
Русские песни XIX века. М., 1944, с. 97.
(обратно)
Кольцов А. В. Соч. М., 1966, с. 122. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Успенский Г. И. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1950, с. 39.
(обратно)
Слово о Кольцове. Русские советские писатели об А. В. Кольцове. Воронеж, 1969, с. 23.
(обратно)
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 5. М., 1966, с. 27.
(обратно)
Огарев Н. П. Избранные произведения, т. 2. М., 1956, с. 489.
(обратно)
Ср.: Письмо Кольцова к Белинскому от 25 марта 1841 г. (с. 383).
(обратно)
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1939, с. 551.
(обратно)
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 5, с. 23.
(обратно)
Кюи Ц. А. Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896, с. 60–68.
(обратно)
Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч., т. 1. М. — Л., 1934, с. 237.
(обратно)
Там же, т. 2. М. — Л., 1935, с. 579.
(обратно)
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 5, с. 37–38.
(обратно)
См.: Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. 10. М., 1950, с. 203.
(обратно)
См.: Слово о Кольцове. Воронеж, 1969.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5. М., 1954, с. 453. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
См.: Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940, с. 194–223.
(обратно)
См. в кн.: М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе, 1963, с. 25–35, 36–53; ср.: Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.
(обратно)
Герцен А. И. Полн. собр. соч. в 30-ти т., т. 8. М., 1956, с. 161. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Характеризуя предславянофильское течение русской философско-исторической мысли, С. Тураев и И. Усок говорят о поэме Лермонтова «Измаил-Бей» и о стихотворении «Спор» как о произведениях, в которых нашла место русская модификация гегелевской концепции исторического прогресса. При этом авторы справедливо добавляют, что постановка проблемы «Лермонтов и Гегель» назрела и в ряде других аспектов (см.: Развитие реализма в русской литературе, т. 2. М., 1972, с. 151).
(обратно)
См.: Журавлева А. И. Лермонтов и философская лирика 30-х годов XIX в. — В кн.: Научные доклады высшей школы. Филолог. науки, 1964, № 3, с. 3–15.
(обратно)
Володин А. И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. М., 1973, с. 6.
(обратно)
Лермонтов М. Ю. Соч. в 6-ти т., т. 1. М. — Л., 1954, с. 306. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
См.: Луначарский А. В. Лермонтов-революционер. — В кн.: Луначарский А. В. Собр. соч., т. 1. М., 1963, с. 44–89.
(обратно)
Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 11. М., 1951, с. 355.
(обратно)
Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972, с. 35.
(обратно)
А. А. Лопухин в письме к Лермонтову, сообщая о недовольстве московских родственников и друзей его якобы вынужденным переходом на военную службу, добавлял, что поэт всех обманул: «Это было единственное твое желание» (6, 466).
(обратно)
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. (юбилейное), т. 6. М. — Л., 1929, с. 11.
(обратно)
См.: Усок И. Е. К спорам о художественном методе М. Ю. Лермонтова. — В кн.: К истории русского романтизма. М., 1973, с. 295.
(обратно)
Подобная установка сделала возможным сопоставительный анализ между идеями поэмы «Измаил-Бей» и «Гамлетом» Шекспира в статье В. С. Виноградова «О поэме М. Ю. Лермонтова „Измаил-Бей“» (см.: Литература и Кавказ. Ставрополь, 1972, с. 32–48).
(обратно)
Лермонтов М. Ю. Избранные соч. Ред., вступит. статья и примеч. Александра Блока. Берлин — Петербург, 1920, с. 509.
(обратно)
Запись «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем», 1841 (6, 384–385).
(обратно)
См.: Андроников И. Л. Исторические источники «Вадима». — В кн.: Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. М., 1964, с. 94–116.
(обратно)
См.: Найдич Э. Э. Поэма «Сашка». — В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. М., 1964, с. 132–148.
(обратно)
См.: Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова. М., 1957, с. 148, 160–161.
(обратно)
Эйхенбаум Б. М. Опыт историко-литературной оценки. Л., 1924, с. 13.
(обратно)
Дурылин С. На путях к реализму. — В кн.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, сб. 1. М., 1941, с. 186.
(обратно)
Мордовченко Н. В. Белинский и русская литература его времени. М. — Л., 1950, с. 109.
(обратно)
Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969, с. 205.
(обратно)
См. об этом: Слащева Л. Е. Категория времени в художественном содержании. (На материале лирики М. Ю. Лермонтова). — В кн.: Филологический сборник, вып. 6–7. Алма-Ата, 1967, с. 322–325.
(обратно)
Тихонов Н. С. Заметки писателя (1939). — В кн.: М. Ю. Лермонтов в русской критике. М., 1955, с. 280–283.
(обратно)
И здесь возможна лирическая трансформация образа из запасников ранней поэзии. В строфе XIV поэмы «Сашка» тоже фигурирует ветка на киоте, освещенном лампадой, по-своему настраивающая героиню на мечтательный лад.
(обратно)
В письме к М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 г., значительную часть которого составляет самоанализ, Лермонтов говорит и о снах: «Удивительная вещь — сны! — изнанка жизни, которая подчас приятнее действительности! Я ведь не разделяю мнение тех, кто говорит, будто жизнь только сон; я очень сильно чувствую ее реальность, ее завлекающую пустоту! Я никогда не сумею отрешиться от нее в такой степени, чтобы добровольно презирать ее…» (6, 705).
(обратно)
Несколькими строками ниже приведенного из романа текста следует полушуточная философская сентенция: «После этого говорите, что душа не зависит от тела!» (6, 323).
(обратно)
В романе усматриваются, кроме исходных мыслей, пунктирные черты образов, а иногда и словесные сочетания, «тезисы» текста стихотворений «Пленный рыцарь», «Отчего», «И скучно, и грустно», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Выхожу один я на дорогу» и др. Чаще всего из романа в качестве поэтических мотивов извлекаются психологические миниатюры, мгновенно схваченные состояния души. Например, в главе «Княжна Мери», в описании танцующей девушки, Печорина особенно трогает локон, «отделившийся в вихре вальса от своих товарищей». Тот же «локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну» в стихотворении о минуте душевной близости («Из-под таинственной холодной полумаски», 1841).
(обратно)
Имеются в виду пять лет, отделяющие гибель Пушкина от гибели Лермонтова, — расцвет творческой деятельности последнего.
(обратно)
О тенденции к своеобразному социально-психологическому полифонизму в романе см.: Фридлендер Г. М. Лермонтов и русская повествовательная проза. — Рус. лит., 1965, № 1, с. 45.
(обратно)
О художественной природе «Героя нашего времени» в связи с проблемой творческого метода см. в кн.: Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Воронеж, 1973, с. 451–608. — Автор решает вопрос на диалектической основе, но употребляет не всегда удачные термины.
(обратно)
Литературная Россия, 1974, 18 окт., № 42, с. 7.
(обратно)
Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX в. Опыт типологии жанра. М., 1971, с. 269.
(обратно)
О творческой истории поэмы «Демон» см.: Найдич Э. Последняя редакция «Демона». — Рус. лит., 1971, № 1, с. 72–78.
(обратно)
М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Пенза, 1960, с. 26.
(обратно)
О «двойном возмездии» см.: Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1964, с. 61–63, 83–86.
(обратно)
Блок А. Собр. соч., т. 5. М. — Л., 1962, с. 423.
(обратно)
Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы, т. 1. Л., 1937, с. 330.
(обратно)
Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова, с. 138–246.
(обратно)
Турбин В. Н., Мелихова Л. С. Поэмы Лермонтова. М., 1969, с. 15–16.
(обратно)
Белинский в обзоре литературы за 1842 год назвал «Сказку для детей», несмотря на ее незавершенность, «лучшим, самым зрелым из всех его произведений» (6, 533).
(обратно)
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1952, с. 402.
(обратно)
Поэты-петрашевцы. Л., 1957, с. 122.
(обратно)
Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 75.
(обратно)
См.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1955, с. 526–527, 533; т. 8, с. 94–95; т. 9, с. 392; т. 10, с. 33. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию). — См. также статьи В. Н. Майкова о сборнике стихотворений А. Н. Плещеева, вышедшем в 1846 г., и Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты»: Майков В. Критические опыты. СПб., 1891, с. 129; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. 9. М., 1950, с. 190–193. (Ниже все ссылки даются по этому изданию).
(обратно)
Ср. в рецензии Некрасова на «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии» (СПб., 1854): «…сильного деятеля-поэта, равного Пушкину или даже Лермонтову, наша литература теперь не имеет» (9, 243).
(обратно)
Достоевский Ф. М. Полн. собр. художественных произведений, т. 12. М. — Л., 1929, с. 348.
(обратно)
В то же время «бенедиктовщина», как и всякое другое проявление эпигонского романтизма (поздний Н. М. Языков, Н. В. Кукольник), становится предметом многочисленных пародий. Особенно примечательны в этом отношении стихотворения Нового поэта (И. И. Панаева), пародирующие романтические штампы (сюжеты о гении и толпе, «испанская» и прочая экзотика любовной лирики, чрезвычайное распространение подражаний Гейне и др.) и «салонное» сочинительство (пародии на Ростопчину).
(обратно)
См.: Григорьев А. Соч., т. 1. СПб., 1876, с. 161.
(обратно)
С «поэзией мысли» генетически связано и лирическое творчество славянофилов — К. С. Аксакова (1817–1860) и в 40-е гг. А. С. Хомякова (1804–1860), — любопытное как явление идейной жизни эпохи, но не слишком интересное в поэтическом отношении (см.: Поэты 1840–1850-х годов. Л., 1972, с. 48–50).
(обратно)
См. об этом: Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974, с. 143.
(обратно)
Бакунин М. А. Собр. соч. и писем. 1828–1876, т. 2. М., 1934, с. 242.
(обратно)
Поэты кружка Станкевича. М. — Л., 1964, с. 496.
(обратно)
Там же, с. 509.
(обратно)
Там же, с. 276.
(обратно)
Григорьев А. Собр. соч., вып. 7. М., 1915, с. 87.
(обратно)
Губер Э. И. Соч., т. 3. СПб., 1860, с. 278.
(обратно)
Поэты 1840–1850-х годов, с. 155.
(обратно)
См.: Григорьев А. Избранные произведения. Л., 1959.
(обратно)
См.: Тургенев И. С. Стихотворения и поэмы. Л., 1970.
(обратно)
См.: Аксаков И. С. Стихотворения и поэмы. М., 1960.
(обратно)
Рус. обозрение, 1897, № 2, с. 594.
(обратно)
Москвитянин, 1853, № 1, отд. V, с. 38.
(обратно)
Это условное обозначение жанра; произведение представляет собой собрание лирических монологов, как бы лирический дневник поэта: «Что я писал вам в этот раз? Письмо ли это или ода, Или элегия?.. (Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы. Л., 1956, с. 432).
(обратно)
Там же, с. 397 и 439.
(обратно)
См.: Купреянова Е. Н. Идеи социализма в русской литературе 30–40-х годов. — В кн.: Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969, с. 144–145.
(обратно)
Герцен А. И. Собр. соч., т. 10. М., 1956, с. 343 (курсив мой, — И. Ч.).
(обратно)
Поэты-петрашевцы, с. 265–267, 269–273.
(обратно)
См.: там же, с. 192, 258, 262, 219.
(обратно)
Майков В. Критические опыты, с. 130.
(обратно)
Ср. у Герцена: «Петрашевцы… прямо из немецкой философии шли в фалангу Фурье…» (Герцен А. И. Собр. соч., т. 10, с. 344).
(обратно)
Поэты-петрашевцы, с. 274.
(обратно)
Там же, с. 263.
(обратно)
Внимание к жанровой форме песни в начале 40-х гг. было вызвано и возможностью использовать ее отличительные жанровые признаки (резкие перебои ритма, чередование напевных и интонационно отрывистых строк) для усиления выразительности стиха. Как заметила Л. Я. Гинзбург, «в поэтике традиционных поэтических образов синтаксис должен был иметь особое, часто решающее значение. Именно на ритмико-синтаксический строй ложилась тогда задача извлечения из слов тонких дифференцирующих оттенков» (Гинзбург Л. О лирике, с. 45).
(обратно)
Отеч. зап., 1850, июнь, отд. VI, с. 65.
(обратно)
Майков А. Н. Избранные произведения. Л., 1977, с. 720. — Обращение к антологическому жанру не было единственным средством борьбы с «надоевшими» элегиями. Тургенев, например, обращается к пейзажной лирике, созданию живописных картин умиротворенной, полной покоя и мягкой прелести природы («Весенний вечер», 1843; «Осень», 1842; цикл «Деревня», 1846). Эти описания глубоко лиричны, сдержанны по тону, что, так же как и характер детализации, позволяет соотносить их с антологической лирикой.
(обратно)
Москвитянин, 1850, № 15, авг., кн. 1, отд. IV, с. 74.
(обратно)
Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957, с. 50.
(обратно)
Щербина Н. Греческие стихотворения. Одесса, 1850, с. 92 (Послесловие).
(обратно)
См.: Щербина Н. Ф. Избранные произведения. Л., 1970.
(обратно)
Григорьев А. Литературная критика. М., 1967, с. 86.
(обратно)
Дружинин А. В. Собр. соч., т. 7. СПб., 1866, с. 495.
(обратно)
Фет А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1959, с. 454.
(обратно)
Дружинин А. В. Собр. соч., т. 7, с. 119–120.
(обратно)
См.: Фет А. А. Полн. собр. стихотворений, с. 177, 418, 444, 447.
(обратно)
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 60. М., 1949, с. 217.
(обратно)
См.: Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954.
(обратно)
Дружинин А. В. Собр. соч., т. 7, с. 132.
(обратно)
Шимкевич К. Бенедиктов, Некрасов, Фет. — В кн.: Поэтика. Сб. статей. Л., 1929, с. 125–134.
(обратно)
Ямпольский И. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840–1870-х гг. Л., 1974, с. 52.
(обратно)
О тенденции к объективной повествовательности и о поисках пути к ней писал П. П. Громов. См. его вступительные статьи в кн.: Павлова К. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1964; Григорьев А. Избранные произведения. Л., 1959.
(обратно)
См., например, статью Григорьева «Об элементах драмы в нынешнем русском обществе» (Театральная летопись, 1845, № 7, с. 74).
(обратно)
В этой связи напомним замечание Б. В. Томашевского о том, что от «Домика в Коломне» — «рассказа о малых людях, о петербургском захолустье» — «ведет начало наша „натуральная школа“, которая через „Шинель“ Гоголя и „Бедных людей“ Достоевского привела русскую литературу к социальному роману середины XIX в.» (Томашевский Б. Пушкин, кн. 2. М. — Л., 1961, с. 393).
(обратно)
Современник, 1848, т. VIII, отд. III, с. 60.
(обратно)
Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения, т. 2. М., 1956, с. 416. — Характерный признак «отставания» от времени «рефлективной» лирики — появление пародий и карикатур на наиболее известных авторов, сосредоточивших свое внимание на этом роде поэзии. Известны, например, две карикатуры на Губера в «Ералаше» 1847 г. На одном рисунке скелеты несут Губера, рассматривающего череп; на другом поэт изображен как завсегдатай светских маскарадов — под рисунком подпись из его стихов: «Тяжело, не стало силы, ноет грудь моя, злое горе до могилы дотащу ли я?».
(обратно)
Такой же смысл и второго из сатирических рисунков (карикатуры на Губера), помещенного в «Ералаше».
(обратно)
Ист. вестн., 1890, т. 40, с. 296–299.
(обратно)
На связь этого цикла Некрасова с современной ему прозой, в частности со статьей А. И. Герцена «Капризы и раздумье», указал И. Г. Ямпольский (см.: Ямпольский И. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840–1870-х гг., с. 63–64).
(обратно)
Рус. слово, 1861, № 12, отд. II, с. 62–63.
(обратно)
Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения, т. 2, с. 327.
(обратно)
На связь стихотворения Некрасова с кольцовской традицией указал В. Гиппиус в своей статье «Некрасов в истории русской поэзии XIX века» (см.: Литературное наследство, т. 49–50. М., 1946, с. 36).
(обратно)
Поэты 1840–1850-х годов, с. 283.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 5. М. — Л., 1949, с. 93.
(обратно)
Поэты 1840–1850-х годов, с. 180.
(обратно)
Поэты-петрашевцы, с. 113–114.
(обратно)
Устав «Союза Благоденствия». — В кн.: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов, т. 1. М., 1951, с. 270.
(обратно)
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13. М. — Л., 1937, с. 341. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Телескоп, 1831, ч. 1, № 3, с. 383.
(обратно)
То есть Трифоном (вместо Аристарха) — описка Пушкина.
(обратно)
Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. Монастырка. М., 1960, с. 47.
(обратно)
Труды Вольного общества любителей российской словесности, 1823, ч. 24, с. 125.
(обратно)
См.: Рус. архив, 1908, № 10, с. 257.
(обратно)
Альциона на 1833 год. СПб., 1833, с. 177.
(обратно)
Погодин М. Повести, ч. 1. М., 1832, с. 178.
(обратно)
Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972, с. 321 (впервые: Телескоп, 1832, № 17).
(обратно)
См.: Вацуро В. Э. От бытописания к «поэзии действительности». — В кн.: Русская повесть XIX века. Л., 1973, с. 211–212.
(обратно)
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 9. М., 1955, с. 687. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Полевой Н. Мечты и жизнь. Были и повести, ч. 1. М., 1833, с. 85.
(обратно)
Там же, ч. 2. М., 1834, с. 109.
(обратно)
Там же, с. 79.
(обратно)
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1958, с. 565–566.
(обратно)
Литературное наследство, т. 43–44. М., 1941, с. 519.
(обратно)
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 2. М., 1958, с. 660.
(обратно)
Там же, с. 637.
(обратно)
Алексеев М. П. Этюды о Марлинском. Иркутск, 1928, с. 33.
(обратно)
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 2, с. 665.
(обратно)
Одоевский В. Ф. Соч., ч. 2. СПб., 1844, с. 331.
(обратно)
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 10. Л., 1940, с. 248.
(обратно)
Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975, с. 181.
(обратно)
Рус. архив, 1879, № 5, с. 122.
(обратно)
Павлов Н. Ф. Повести и стихи. М., 1957, с. 212.
(обратно)
Булгарин Ф. Иван Выжигин, ч. 1. СПб., 1829, с. IV.
(обратно)
История русского романа, т. 1. М. — Л., 1962, с. 265.
(обратно)
Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. М., 1956, с. 11.
(обратно)
Загоскин М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 г. М., 1955, с. 13.
(обратно)
Полевой Н. А. Клятва при гробе господнем, ч. 1. М., 1832, с. XLII–XLV.
(обратно)
Лажечников И. И. Соч. в 2-х т., т. 2. М., 1963, с. 127.
(обратно)
Там же, с. 51.
(обратно)
Там же, с. 322.
(обратно)
Вельтман А. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея, кн. 1. М., 1848, с. 1.
(обратно)
До того, в 1829 и 1830 гг., Пушкин опубликовал два отрывка из романа «Арап Петра Великого», оставшегося незаконченным. Но до выхода «Вечеров» Гоголь также напечатал (анонимно) одну из вошедших в этот цикл повестей под заглавием «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (1830), главу из неоконченного исторического романа «Гетьман» (1831) и две главы из «малороссийской повести» «Страшный кабан» (1831), одну из них — под псевдонимом «П. Глечик».
(обратно)
Факт, отмеченный Чернышевским, но далеко не всегда учитываемый исследователями, загипнотизированными литературным старшинством Пушкина-поэта над прозаиком Гоголем. Так, например, по мнению Г. А. Гуковского, «Гоголь усвоил для „Вечеров“ трехчастную композицию авторского образа, данную „Повестями Белкина“» (Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М. — Л., 1959, с. 41). Гоголь решительно ничего из «Повестей Белкина» усвоить не мог, поскольку написал и сдал в типографию первую часть «Вечеров» до знакомства с Пушкиным, а вышла она несколько раньше «Повестей Белкина».
(обратно)
Из своих многочисленных художественно-прозаических начинаний Пушкин полностью осуществил и опубликовал, помимо «Повестей Белкина», только два: «Пиковую даму» (1834) и «Капитанскую дочку» (1836). За те же годы, т. е. еще при жизни Пушкина, Гоголь создал и опубликовал семнадцать из девятнадцати своих повестей, не считая написанного прозой «Ревизора».
(обратно)
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1951, с. 134. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
(обратно)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|