Тема 5 гражданское общество

Категория гражданского общества - одна из ключевых категорий современного обществознания и современной политологической науки. Особую актуальность она приобрела в последние полтора-два десятилетия. Это объясняется дальнейшим возрастанием влияния либеральной демократии, распространением демократических ценностей, принципов и институтов на новые страны. Со всей остротой встает вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах его возрождения и укрепления как необходимого условия демократии.

В теоретических исследованиях гражданское общество, его сущность, интерпретируется по-разному. Одни авторы используют понятие "гражданское общество" в качестве характеристики определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь.

Что же такое гражданское общество и какое место занимает оно в жизнедеятельности людей вообще и в общественно-политической системе в частности?

Прежде чем говорить о сущности гражданского общества, необходимо остановиться на некоторых вехах формирования концепции гражданского общества.

Вопрос о времени возникновения гражданского общества во многом остается дискуссионным по сей день. Существует несколько кардинально отличных точек зрения по этому поводу:

1. Гражданское общество возникло вместе с возникновением государства как такового, т.е. можно говорить о существовании гражданского общества и в древности, и в средние века.

2. Гражданское общество характерно только для частнокапиталистического либерального этапа развития (XVIII-XIX вв.). В современных условиях граница между гражданским обществом и государством стерлись, следовательно, говорить о гражданском обществе в современном государстве неправомочно.

3. Гражданское общество является историческим феноменом, возникающим на определенном этапе развития человеческого общества. Сообщество людей и гражданское общество - не одно и то же. Появление собственно гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод. Со временем, с развитием правового государства граница между гражданским обществом и государством не только не стирается, но становится еще более ощутимой. Именно эта точка зрения наиболее конструктивная, на наш взгляд.

Понятие гражданское общество восходит своими корнями к понятиям полиса Аристотеля, Цицерона и идеям так называемого естественного права. Согласно данной традиции это понятие выступает как синоним понятия "политическое общество" и, стало быть, государство. "Гражданское общество" и "политическое общество" в смысле "государство" были взаимозаменяемыми терминами. Так, у древнегреческих мыслителей понятие "политическое" охватывало все важнейшие сферы жизни общества - семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т.д. В античности, так же как и при феодализме, общество имело политический характер. Отдельный человек не мыслил себя как самостоятельная, отдельная от государства личность. Вся жизнь в обществ была пронизана государственным, политическим началом. Вплоть до XVIII в. в сознании большинства исследователей и в первую очередь обывателей общество еще слито с государством, воплощается в нем; отсутствует понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше его. Таким образом, отсутствует сама идея индивидуальных прав человека, которые должны ограничивать государственную власть.

Положение начало несколько изменяться в XVIII в., при переходе от феодализма к Новому времени, но интересно то, что даже такие известные мыслители нового времени, как Локк, Руссо, Кант, много сделавшие для развития идей личной свободы и гражданского состояния, тем не менее использовали понятия "гражданского общество" и "государство" как синонимы.

Так, у Руссо гражданское общество и государство выступало в неразрывности. По его мнению законную силу имеет только та система правления, которая основывается на участии каждого гражданина в решении любого вопроса, касающегося его собственной жизни и благополучия всех членов общества. Потому он не видел различий между сферой властных отношений и другими сферами жизнедеятельности общества.

Согласно Локку общество предшествует государству. Государство же представляет собой некое "новое тело" с комплексом прав, которые превосходят права отдельных лиц, составляющих его. Государство образуется на основе естественно сложившихся общественных отношений, и если по каким-либо причинам правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми естественными законами и правами. Государство не может поглотить общество, главная его цель - защита общества. Общество - голова, государство - головной убор.

Период перехода от средневековья к новому времени со всей остротой поставил проблему индивидуальной свободы, а вместе с ней вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства. В этот период окончательно складывается гражданское общество и соответственно выделяются различия между общественными и сугубо государственными институтами. Вслед за этим, особенно со второй половины XIX в., традиционная концепция единого общества государства стала подвергаться эрозии. Теперь гражданское общество противопоставляется государству. Эта тема получила наибольшее распространение в работах Спенса, Ходжскина, Сиейеса, а особенно в программном документе Великой французской революции - Декларации прав человека и гражданина и Декларации независимости США.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г. Гегелю. Гражданское общество, по Гегелю, появляется "посередине" между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично, в этом обществе каждый свободный человек - цель для себя, а другие для него - ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр в лице государства, которое выражает всеобщий интерес. Общество становится "гражданским" в силу того, что оно управляется государством.

Данный подход воспринял К. Маркс. Но он упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Содержанием гражданского общества, по Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом "буржуазного общества", основанного на частной собственности.

Такая точка зрения характеризуется приматом политического, апофеозом государства - акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, т.е. решение их государством. Эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, которой присуще стремление к справедливости и равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление.

Либеральная линия развития концепции гражданского общества центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства. Дискуссия о взаимоотношениях государства и гражданского общества продолжается и по сей день.

Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.

Таким образом, гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей.

Интересы и потребности людей выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д., трудовые коллективы, социальные слои и т.д.

В центре гражданского общества находится индивид. Ведь общество это прежде всего союз личностей, без них оно лишено всякого смысла. Гражданское общество таким образом должно обеспечивать условия для полного проявления творческих возможностей каждого индивида, содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, целей, устремлений. Основа гражданского общества - полноправный индивид, личность, с его неотъемлемыми правами человека и гражданина. При этом гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае речь идет о правах отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью, то во втором - ее политические права. Наряду с политическими правами и свободами, каждый индивид обладает и свободой экономической. Идея индивидуальной свободы основана на отождествлении личной свободы и частной собственности. Как показал исторический опыт, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет свободы экономического выбора. Такой выбор возможен только при сохранении частной собственности.

Среди функций, характеризующих гражданское общество, можно выделить следующие:

  • продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;
  • образование среды, в которой формируется социальный индивид;
  • всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
  • обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
  • осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.

При том, что основополагающей доминантой гражданского общества является отдельно взятая личность, составными его элементами являются все те институты, организации и группы, которые способствуют самореализации человека. Разумеется на первом месте в данной системе стоит семья.

Значительное место в гражданском обществе занимают так называемы группы.

Группа - совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения, объединенные любым общим признаком: общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и др. характеристиками.

Группы делятся на первичные и вторичные.

Первичные группы - относительно немногочисленная группа, члены которой поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения (семья, группа друзей, родственников и т.д.)

Вторичные группы - более многочисленные по отношению к первичным группы, члены которой опосредованно связаны совместной деятельность для достижения общей цели. Одна из форм вторичной группы - заинтересованные группы, которые представляют собой разного рода организации и ассоциации, члены которых объединены общностью интересов.

Гражданское общество включает и ряд так называемых промежуточных институтов, которые выступают одновременно как несущие конструкции и самого общества, и мира политического. Речь идет,например, о политических партиях, организациях, объединениях, СМИ и т.д.

Особенность гражданского общества является разделение политической и социальных сфер, политических и социальных функций. Отдельный индивид одновременно и частное лицо и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.

Главным предназначением гражданского общества является достижение консенсуса, согласия между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определить нормы и границы сосуществования человеческого сообщества. Т.е. гражданское общество само, без вмешательства государства, располагает средствами, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепризнанные нравственные нормы. Именно институты гражданского общества, а также национальные, религиозные традиции, обычаи, мифы, символы, стереотипы поведения, морально-этические нормы, ценности, которые также являются составной частью гражданского общества, способны играть данную роль. В принципе данная роль присуща только гражданскому обществу и государство выполняет ее только в том случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность выполнять их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: