Сплоченность фракций в партии, участие членов партии в ее деятельности, требования к ее членам, верность доктрине, личная преданность партийному делу

Участие политических партий в общественно-политической деятельности далеко не всегда носит легитимный характер. Вследствие этого одной из наиболее важных черт партий является их легальный или нелегальный характер, что зависит от политического строя. В некоторых странах разного рода ограничения позволяют тем или иным партиям вести полностью легальную деятельность. В этом случае можно говорить о полулегальном статусе таких партий. Таким образом, с юридически политической точки зрения партии можно подразделить на легальные, полулегальные и нелегальные.

Тип избирательной системы также, косвенным образом, определяет характер партий, соответствуя или препятствуя их идейно-политической кристаллизации. Мажоритарная система, при которой побеждает тот, кто получает наибольшее количество голосов (независимо от того, является ли это большинство абсолютным или относительным), содействует, например, сохранению крупными политическими партиями своих преимуществ в рамках системы.

Пропорциональная система, при которой мандаты делятся в соответствии с полученными голосами, напротив, способствует тому, что политические меньшинства обособляются от крупных партий и выступают отдельно.

Партии различаются также своим отношением к существующему политическому и экономическому строю. С этой точки зрения можно выделить консервативные, реформаторские, революционные и контрреволюционные партии.

В зависимости от своей организационной структуры партии делятся на четыре типа.

Первый тип – тоталитарная партия. В это определение включаются как фашистские, так и коммунистические партии на определенном этапе их развития, а также некоторые другие. В силу определенных составных частей структуры, такие партии, придя к власти, быстро становятся администрацией, номенклатурой.

Второй тип – партия, предназначенная прежде всего для участия в избирательной компании. Таковы партии США. Главная их задача – организация предвыборной кампании кандидатов. Они существуют как партии, главным образом, во время выборов.

Третий тип – парламентская партия. Такие партии характерны для ряда западноевропейских стран. Этот тип выполняет две основные функции: подготовку к выборам и контроль над парламентом.

Четвертый тип – “партия-община” или “партия-клуб”, массовая партия, которая объединяет людей не столько приверженностью к какой-либо политической линии, сколько общими взглядами, интересами, культурными запросами, стремлением общаться и обсуждать насущные вопросы.

Партии можно классифицировать также в зависимости от их классового характера и идеологического облика.

По этому основанию партии подразделяют на партии с моноклассовой, классоподобной, межклассовой социальной базой.

Знакомство с типами политических партий позволяет студенту сделать вывод о том, что помимо классового характера и идеологии, которыми руководствуются партии, характер их организационного построения играет важную роль в реализации их программных целей. Материал ІІІ и ІV разделов позволяет закрепить и развить дальше этот вывод.

ІІІ. Важное место в понимании сущности партий и оценки их роли в жизни общества занимает определение функций политических партий.

Американский политолог П. Меркл называет следующие основные функции политических партий:

а) подбор партийных и государственных лидеров;

б) рекрутирование и социализация новых членов;

в) разработка способов влияния партий на общественные институты и социальную среду;

г) разрешение внутрипартийных противоречий, возникающих в процессе деятельности и иных партийных проблем.

К. фон Бойме выделяет четыре функции политических партий:

а) постановка цели;

б) аккумуляция и выражение социальных интересов;

в) мобилизация и социализация общественности в рамках системы (в частности, на выборах);

г) рекрутирование элиты и формирование правительства.

Некоторые политологи доводят количество функций до 8-10. Называют, например, такие:

а) организация изучения общественного мнения;

б) мобилизация электората вокруг кандидатов во время выборов;

в) формирование общественного мнения;

г) обеспечение непрерывности политических связей между парламентом и страной;

д) формирование, наряду с другими политическими институтами, механизма государственного и общественного управления, обеспечение стабильности правительственной машины;

е) создание благоприятных условий для последующей смены состава правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: