Формирование территориальной, языковой, культурной общности и рост, национального самосознания татарского народа

Нация это тип этноса, то есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся наличием государственности, экономической общности (национального рынка), появлением и распространением литературного языка и т.д. Появлению нации предшествует развитие народности, представляющей собой территориальную, экономическую и культурную общность людей. Для превращения народности в нацию необходимы определенные социально-экономические факторы, способствующие преодолению экономической замкнутости, характерной для феодальной эпохи.

Необходимые факторы для образования татарской нации зародились ещё в недрах феодализма и затем развивались и укреплялись по мере расширения и углубления рыночно-буржуазных отношений в татарском обществе. Буржуазные реформы 60-70-х годов создали необходимые условия для более быстрого развития капитализма в среде татар. Одновременно шел процесс зарождения, и развития татарской общественной мысли – просветительства, способствовавшего развитию национального самосознания и национально-освободительного движения.

Одним из основных признаков нации является территориальная общность. Но эта территория, ранее разобщенная и населенная различными этническими группами, объединяется лишь благодаря капиталистическим экономическим связям и охватывает уже более обширные районы и области.

В XIXв. основная масса татар сосредоточилась в четырех географических районах: Волго-Камском, Средне-Волжском, Приуральском и Волго-Окском, где они совместно проживали с другими народностями Российской империи. Большинство татар проживало в Волго-Камском районе (включавшем территории Казанской и часть Вятской губерний), являвшейся центром этнической территории татарской нации. По данным переписи 1897г. татар насчитывалось: в Волго-Камском районе более 808 тыс., в Средне-Волжском — более 558 тыс., Приуральском — 434 тыс., Волго-Окском — 63 тыс.

Всего на территории поволжских и приуральских губерний проживало 1 млн. 865 тыс. татар. Наибольшее число татарского населения сосредоточилось на основной этнической территории, включавшей Казанскую губернию (за исключением Чебоксарского, Козъмодемьянского и Ядринского уездов) и частично — Уфимскую, Вятскую, Самарскую и Симбирскую губернии. Остальная часть; расположилась компактными группами на территории Астраханской, Саратовской, Пензенской, Оренбургской, Пермской, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской губерний. Кроме того, более 731 тыс. татар было разбросано по другим губерниям и областям Российской империи.

Другим основным признаком нации принято считать общность языка. Общенациональный язык татарского народа сложился в конце XIXв. Становление общенационального татарского языка выразилось, прежде всего, в том, что, во-первых, наметилось сближение различных диалектов, говоров отдельных групп татар, и, во-вторых, произошли изменения в старотатарском литературном языке «тюрки».

«Тюрки», обслуживавший татарское население в период формирования и развития его как, народности не мог успешно выполнять коммуникативную функцию. Он был малопонятен широким слоям татарского населения и использовался преимущественно образованными людьми. Вместе с тем развитие нового экономического уклада требовало образования единого языка, призванного обслуживать все социальные слои наций. Таким общим языком для всей нации стал литературный язык, созданный на основе народно-разговорной речи. В основу национального литературного языка лег средний (казанский) диалект, сложившийся в экономическом и культурном центре татарского народа.

В этот период оформились лексические, фонетические и грамматические нормы татарского национального литературного языка. Совершенствовались его основные стили: литературный, публицистический, научный, официально-канцелярский (деловой) и эпистолярный. Ведущее место среди них занимал литературный стиль, который в процессе своего развития обогащался различными художественно-изобразительными средствами общенародного разговорного языка. Это повлекло за собой расцвет татарской культуры в начале XXв.

Формирование татарского национального литературного языка имело большое значение в расширении и укреплении экономических и культурных связей между отдельными областями, где проживали татары. Таким образом, существование общенационального языка свидетельствовало о складывании устойчивой языковой общности татарской нации.

Важным фактором формирования и развития нации является также национальная культура. Особенности культуры татарской нации нашли, отражение прежде всего в литературе и устном народном творчестве. В конце XIX столетия под влиянием передовой общественной мысли получает дальнейшее развитие светская литература. Передовые идеи нашли выражение в произведениях М. Акъегет-заде, 3. Бигиева, Г.Ильяси, Ф. Халиди и др. Татарская художественная литература конца XIXв., вставшая на путь просветительского реализма, начинает занимать все, более значительное место в формировании духовного облика нации. Национальные особенности татарской культуры отчетливо проявились в устном народном творчестве. Наиболее распространенными жанрами его являлись сказки, байты, пословицы и поговорки, загадки, песни и др. Значительные изменения произошли в татарской музыкальной культуре. Например, в области музыкального фольклора стал бурно развиваться жанр городской песни. Своеобразие национальной культуры ярко проявилось и в народном изобразительном искусстве.

Общность экономических связей, языка, территории, культуры обусловили значительный рост национального самосознания татарского народа в конце XIXв. Прежде всего, это выразилось в укреплении у татар сознания принадлежности к конкретной социально-этнической группе. Этноним татары исторически закрепился за тюркоязычным населением Урало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но потерявшим свой родной язык татарским населением Литвы. Волго-уральские и крымские татары являются самостоятельными этносами. Продолжительные контакты сибирских и астраханских татар с волго-уральскими, особенно усилившиеся во второй половине XIX в., имели важные этнические последствия. Во второй половине XIX - начале XX вв. шел активный процесс консолидации средневолжско-приуральских, астраханских и сибирских татар в новую этническую общность - татарскую нацию. Ядром нации в силу своей многочисленности и социально-экономической, а также культурной продвинутости стали татары Волго-Уральского региона. Сложную этническую структуру этой нации иллюстрируют следующие данные (на конец XIX в.): в ней волго-уральские татары составляли 95,4%, сибирские -2,9%, астраханские - 1,7%.

Этноним татары является общенациональным, а также основным самоназванием всех групп, образующих нацию. В прошлом у татар имелись и другие локальные этнонимы - моселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др. В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926г. большинство татар считало себя татарами. Процессу принятия единого названия этноса способствовали оживленные споры в печати, а также огромный поток литературных произведений с пропагандой «татарства» и принадлежности к татарской нации. Мусульманское духовенство, пыталось объявить, что какого-либо самостоятельного народа нет, а есть единые мусульмане. Зарождающиеся буржуазные националисты, особенно во второй половине XIX века, также пытаются убедить, что самостоятельного татарского народа нет, а есть общая тюркская или турецкая (в татарском языке слово "тюрк" и "турок" звучат одинаково) нация. Эти попытки они продолжают и позже, объявляя, что нет поволжских или казанских татар, а есть поволжские или казанские тюрки. В этих условиях прогрессивные представители, как русской, так и татарской общественной мысли выдвинули идею, что не имя определяет историю народа, а сам народ делает эту историю.

Показателем пробуждения национального самосознания стала и растущая любовь к родной земле. Она выразилась в различных жанрах устного народного творчества (в основном в песнях). Значительным фактором национального самосознания являлась также национальная гордость. Прогрессивная татарская интеллигенция проявляла огромную заботу о прогрессе нации, желая видеть свой народ культурным, просвещенным наряду с передовыми нациями России и Европы. Татарские ученые проявляли большой интерес к изучению истории народа, его культуры, к сбору материалов фольклора, рассматривая их как важную национальную ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: