Тема 5: Возникновение, изменение и прекращение права собственности и иных вещных прав на землю

Цель занятия: рассмотреть основания возникновения и прекращения права собственности на земельные участки.

Вопросы к теме

  1. Основания и способы возникновения права собственности и иных вещных прав на землю.
  2. Изменение права собственности и иных вещных прав на землю.
  3. Основания и порядок прекращения права собственности и иных вещных прав на землю.

Краткое содержание темы (тезисы)

Как отмечали, право государственной собственности на землю закреплено в Конституции Республики Казахстан и Земельном кодексе от 20 июня 2003 года. Это право является юридическим основанием, осуществления всех прав собственника, предусмотренных в ЗК РК.

Право собственности на земельный участок возникает путем:

1) предоставления права собственности;

2) передача права собственности;

3) переход права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Предоставление, передача и переход права собственнос­ти должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка.

Право собственности на земельный участок возникает на основе:

1) актов государственных органов;

2) гражданско-правовых сделок;

3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (ст. 22 ЗК РК).

Документы на основании которых возникают у граждан и юридических лиц соответствующие права на земельный участок в пункте 33 статьи 12 ЗК РК названы правоустанавливающим документами. К правоустанавливающим документам относятся правовые акты исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок, договоры купли-продажи (мены, дарения и иной сделки об отчуждении земельного участка) и решение судебных органов о признании права частной собственности на земельный участок, права землепользования и иные права на землю. На основании правоустанавливающих документов, территориальные органы по управлению земельными ресурсами (предусмотренные в ст. 14 ЗК РК) составляют правоудостоверяющие документы, отражающие идентификационные характеристики земельного участка. К правоудостоверяющим документам относятся: акт на право частой собственности на земельный участок (пункты 33-34 ст. 12 ЗК РК). Правомочия собственника земли - Республики Казахстан не ограничиваются указанным, содержанием права собственности на землю. Кроме того, государство - Республика Казахстан имеет право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения, пользования и распоряжения землей.

Если права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью регулируются ЗК РК, то рентные отношения с землей кроме ЗК РК регулируются Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных пла­тежах в бюджет" (Налоговым кодексом) от 12 июня 2001 г. (Казахстанская правда, 20 июля 2001 г.). Общие правила владения, пользования и распоряжения землей независимо от форм собственности и землепользования, осуществляются государ­ством, урегулированы ЗК РК и другими законодательными актами, в том числе законодательными актами РК, которые перечислены в главе "Источники земельного права".

Эти общие полномочия государства можно рассматривать в числе полномочий государственного управления земельным фондом, в том числе государственного регулирования земельным фондом РК (гл. 2 ЗК РК).

Согласно ст. 27 ЗК РК реализация права государственной собственности означает: земельные участки из земель, на­ходящихся в государственной собственности могут быть:

1) проданы или переданы безвозмездно в частную собственность;

2) предоставлены в постоянное или временное землепользование;

3) реализованы в иных правовых формах в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, иными законодательными актами или международными договорами. Например, согласно п.8 ст. 43, земельные участки и право аренды земельного участка, находящегося в государственной собствен­ности и не представленные в землепользование могут быть объектом продажи на аукционах. Перечень земельных участков, подлежащих продаже или сдаче в аренду, определяется местными исполнительными органами и утверждается соответствующим решением местных представительных органон

Все это является распорядительной функцией государства от имени которого согласно п.2 ст. 21 ЗК РК государственные органы осуществляют управление в соответствии с их компетенцией, установленной ст. 13-19 ЗК РК и иными законодательными актами и положением "Об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами" от 23 ноября 1999 года, № 1776.

Предоставление права собственности на земельные участки, предусмотренное в пунктах 1 ст. 22 ЗК РК, которое осуществляется путем составления актов государственных органов (см. подпункт 1 пункта 3 ст. 22 ЗК РК).

В Земельном кодексе РК специальной статьи о порядке предоставления земельного участка на праве собственности нет, хотя подпункт 1 пункта 1 ст. 22 "Возникновение права собственности на земельный участок" предусматривает пра­ва собственности. Правильно было бы ее называть "Предо­ставление земельного участка на праве собственности". Таким образом, в Земельном кодексе имеется сложная схема предоставления земельного участка в землепользование. Поэтому необходим анализ норм Земельного кодекса о порядке предоставления земельных участков в собственность.

В Земельном кодексе имеются две статьи, предусматривающие порядок предоставления земельных участков. Первая - это статья 32- "Предоставление права землепользова­ния", вторая- ст.43 - "Порядок предоставления права на земельный участок", содержание ст.32 отличается от содержания ст. 43 тем, что она, в основном, рассматривает порядок предоставления земельного участка на праве землепользования местными исполнительными органами и содержание ст. 43 ЗК РК рассматривает порядок предоставления земельных участков на праве частной собственности и землепользования местными исполнительными органами, включая процесс подготовки правоустанавливающих и право удостоверяющих документов, предусмотренные вышеназванных пунктах 33-34 ст. 12 ЗК РК, которые ассоциируются с пунктами 3-4 ст. 149 и 150 ЗК РК.

Кроме того, в главе 5 Земельного кодекса "Земельный участок как объект права собственности и права землепользования и иных вещных прав" предусмотрено:

Предоставление земельных участков для строительства объектов (статья 44 ЗК РК);

Предоставление земельных участков, не связанных со строительством (статья 45 ЗК РК);

- Предоставление земельных участков репатриантам (оралманам) (статья 46 ЗК РК);

- Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности (статья 47 ЗК РК);

- Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, на торгах (конкур­сах, аукционах) (статья 48 ЗК РК);

- Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, при их продаже в рассрочку (статья 49 ЗК РК);

Название статей 47,48,49, согласно названию главы 5 ЗК РК по содержанию этих статей должны называться соответственно по их расположению - предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности; предоставление земельных участков, которые находятся в государственной собственности на торгах (конкурсах, аукционах); приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, при их продаже в рассрочку как объекты права собственности, права землепользования и иные права.

Таким образом, можно считать, что первым основанием возникновения права собственности на земельные участки являются нормы статьи 43 ЗК РК.

Вторым основанием возникновения права собственности на земельные участки является юридический факт (купля-продажа, обмен земельного участка, дарение и т.д.), который назван в ЗК РК "Передача права землепользования" (п.2 ст. 22 ЗК РК) - "гражданско-правовая сделка" (см. подпункт 2 пункта 3 ст. 22 ЗК РК).

Передача земельного участка в частную собственность гражданско-правовая сделка с земельным участком.

Это распорядительная функция собственника земельного участка, осуществляемая в порядке, предусмотренном в земельном законодательстве.

Собственник вправе совершать в отношении своего земельного участка без изменения его назначения любые сдел­ки, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан (п. 2 ст.25 ЗК РК). Собственник земельного учас­тка сельскохозяйственного назначения реализует указанные права с учетом положений настоящего Кодекса. Эту функцию владельца земельного участка называют в п. 1 ст. 21 распорядительной, а в п. 1 ст. 81 - правом отчуждения (купли-продажи, дарения, мены и другого).

Формами распорядительной функции выступают:

1) отказ от права собственности (земельного участка) ст. 82 ЗК РК;

2) продажа частного земельного участка;

3) дарение земельного участка собственником;

4) наследование земельного участка в случае смерти гражданина, которому земельный участок принадлежит на праве частной собственности;

5) земельный участок, находящийся в частной собствен­ности может быть объектом обращения взыскания, как имущество физических и юридических лиц, которым они отвеча­ют по своим обязательствам, включая случаи признания банкротом (ст.83 ЗК РК).

Во всех вышеуказанных случаях последствия передачи земельного участка приводят к прекращению права собствен­ности и возникновению права на земельный участок другого лица в порядке, предусмотренном в законодательстве, т.е. на основании юридического факта.

Все указанные формы распоряжения субъекта права собственности регулируются нормами гражданского законода­тельства. Земельное законодательство констатирует поря­док передачи указанных прав как переходные нормы из земельного законодательства на нормы гражданского законодательства.

В законодательстве могут быть предусмотрены и другие такие переходные нормы.

В указанных случаях собственник земельного участка сам самостоятельно решает кому, когда, по какой стоимости будет продавать земельный участок, кому из наследников он оставит земельный участок, кроме случаев, когда наследник не может быть лишен права наследования по закону или по закону в соответствии с нормами гражданского законодатель­ства.

Одним из оснований возникновения права собственности (землепользования) является заявление физических и юри­дических лиц о предоставлении земельного участка.

Ниже рассмотрим порядок рассмотрения заявления фи­зических и юридических лиц о предоставлении им земель­ных участков, предусмотренный в ЗК РК.

а) Порядок рассмотрения заявления физических и юри­дических лиц о предоставлении им земельных участков.

Физические и юридические лица, заинтересованные в пре­доставлении им земельных участков в частную собствен­ность, подают заявление в местный исполнительный орган по месту нахождения земельного участка.

Заявление о предоставлении земельного участка рассмат­ривается в срок до трех месяцев с момента поступления. Отказ в предоставлении земельного участка оформляется решением с вручением копии в семидневный срок после при­нятия решения.

Решение местного исполнительного органа о предостав­лении земельного участка в соответствии с требованиями, предусмотренными в ст. 43 ЗК РК является основанием вы­дачи документа, удостоверяющего право на земельный уча­сток, выдаваемым территориальными органами по управле­нию земельными ресурсами:

при частной собственности на земельный участок - акт права частной собственности на земельный участок;

при постоянном землепользовании - акт на право посто­янного землепользования;

при временном возмездном землепользовании акт на право временного возмездного землепользования (Долгосроч­ного, краткосрочного, аренды);

при временном безвозмездном пользовании - акт на пра­во безвозмездного землепользования.

Правоудостоверяющие документы на земельный участок Должны содержать идентифицирующие сведения необходи­мые для целей ведения земельного и правового кадастров.

Особенности предоставления земельных участков в зависи­мости от целевого назначения определяются в соответствии с статьями 44 и 45 Земельного кодекса РК.

Порядок предоставления земельного участка на праве ча­стной собственности регулируется Положение "О порядке предоставления права частной собственности для строитель­ства на земельные участки и права землепользования", утвержденным постановлением Правительства от 20 июня 1996 года № 760.

При изучении этого Порядка следует обратить внимание на некоторые неточности формулировки порядка предостав­ления земельных участков, в том числе на содержание пунк­та 14 этого Порядка. В нем указано, что решение местного исполнительного органа о предоставлении соответствующих прав на земельные участки принимается на основе землеус­троительного проекта. Это не согласуется с редакцией пункта 2 ст. 43 ЗК РК, где отмечено, что решение о предоставлении земельного участка принимается на основании зак­лючения комиссии, создаваемой местными исполнитель­ными органами из числа депутатов местного представитель­ного органа, представителей территориальных органов по управлению земельными ресурсами, архитектуры и градост­роительства и органов местного самоуправления при их наличии. В этих предложениях подчеркнутые слова "землеустроительного проекта" и "заключение комиссии" имеют разные юридические значения.

Землеустроительные проекты разрабатываются струк­турными подразделениями Агентства РК по управлению зе­мельными ресурсами, а заключение комиссии - это документ, составленный представителями депутатов местного предста­вительного органа, территориальных органов по управлению земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства и органов местного самоуправления.

В Положении № 760 предусмотрена особенность предос­тавления земельных участков для:

1) строительства объектов;

2) ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) ведения личного подсобного хозяйства;

4) строительства и обслуживания жилого дома (индиви­дуальное жилищное строительство);

5) садоводства и дачного строительства.

6) Предоставление земельных участков репатриантам (оралманам) является новым видом землепользования, предусмотренным Земельным кодексом Республики Казахстан.

Предоставление земельных участков для ведения товар­ного сельскохозяйственного производства производится ре­патриантам (оралманам) на праве временного землепользо­вания осуществляется из земель сельскохозяйственного назначения, специального фонда, иммиграционного фонда и земель запаса.

После приобретения гражданства Республики Казахстан предоставленные земельные участки переходят в их част­ную собственность в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РК.

Предоставление права на земельный участок из земель находящихся в государственной собственности, производит­ся в следующей последовательности:

1) возбуждение ходатайства о предоставлении соответ­ствующего права на земельный участок;

2) определение возможности удовлетворения заявленного ходатайства (предварительный выбор земельного участка);

4) разработка и утверждение земельного проекта;

5) принятие решения местным исполнительным органом о предоставлении права на земельный участок;

6) установление границ земельного участка на местности;

7) изготовление и выдача документа, удостоверяющего право на земельный участок;

8) государственная регистрация права на земельный уча­сток.

Предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местным исполнительным органом в пределах, установленных Земельным кодексом РК (ст. 16-19).

Решение о предоставлении земельного участка или отказ в предоставлении земельного участка, как отмечали, прини­мается на основании заключения комиссии, создаваемой ме­стными исполнительными органами из числа депутатов мес­тного представительного органа, представителей территориальных органов по управлению земельными ресур­сами, архитектуры, градостроительства и органов местного самоуправления (при их наличии). По усмотрению местного исполнительного органа в состав комиссии может быть вклю­чены и другие лица.

в) Предоставление земельных участков для строительства объектов.

Новый Земельный кодекс Республики Казахстан предусматривает различные виды предоставления земельных уча­стков для строительства объектов. Например, ст. 44 ЗК РК предусматривает предоставление земельных участков для строительства; ст. 45: предоставление земельных участков, не связанных со строительством. Имеются другие расхож­дения норм Положения с нормами Земельного кодекса. По­этому будут внесены соответствующие изменения и допол­нения в Положения или будет разработано новое.

В соответствии с п.2 ст.43 ЗК РК для определения возможности удовлетворения заявленного ходатайства (предварительный выбор земельного участка) осуществляется выбор участка для строительства объектов по поручению местного исполнительного органа, который выполняется тер­риториальными органами по управлению земельными ресур­сами (в населенных пунктах совместно с органами архитек­туры и градостроительства) в соответствии с землеустрои­тельными и градостроительными регламентами.

Результаты выбора участка оформляются актом о выбо­ре земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагается проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. По наиболее важным объекта мест­ные исполнительные органы создают комиссии по выбору земельных участков для размещения этих объектов. Акты выбора земельного участка и проекты границ земельного участка предоставляются в комиссию для рассмотрения и подготовки заключения. На основании заключения комиссии подготавливается землеустроительный проект предоставленииправа на землю.

В составе землеустроительного проекта уточняется площадь предоставляемого земельного участка, его границы и место расположения, смежные собственники земельного участка и землепользователи; определяется делимость и неде­лимость, а также обременения и сервитуты предоставляе­мого земельного участка. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, предлагаются расчеты объектов собственников земельных участков и землепользователей (арендаторов), потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в зависимости от вида изымаемых угодий. На основании землеустроительного проекта территориальными органами по управлению земельными ресурсами (в населенных пунктах совместно с органами архитектуры и градостроительства) подготавливается проект решения местного исполнительного органа о предоставлении соответ­ствующего права на земельные участки.

При испрашивании земельного участка для строительства объектов нефтегазотранспортной инфраструктуры, связанных с транспортировкой по магистральным трубопроводам, последующим хранением и перевозкой нефти и газа на другие виды транспорта, акт выбора земельного участка и землеустроительный проект согласовывается также с уполномочен­ным государственным органом Республики Казахстан в сфере нефтегазотранспортной инфраструктуры.

Заявитель или его доверенное лицо обеспечивают требу­емые для отвода земельного участка согласования самосто­ятельно.

В случае, когда на территории, выбранной под размеще­ние объекта строительства расположены жилые дома, дру­гие здания и сооружения, а также инженерные коммуникации и зеленные насаждения, подлежащие сносу или переносу (в том числе попадающие при отводе земель в санитарно- защитную зону промышленных предприятий), заказчик допол­нительно предоставляет договор, заключенный с каждым из собственников недвижимости об условиях компенсации убыт­ков собственнику. В договоре указывается конкретные условия и сроки отселения, переноса существующих строений, ин­женерных коммуникаций, зеленных насаждений, обязательства застройщика по возмещению всех убытков, связанных со сносом недвижимости.

Проект решения местного исполнительного органа о предоставлении права на земельный участок должен содержать:

- наименование юридического или физического лица, которому предоставляется право (на земельный участок) на землю;

- целевое назначение земельного участка;

- площадь земельного участка;

- вид права на землю, обременения и сервитуты;

- выкупную цену земельного участка или права землепользования в случае предоставления участка за плату, сро­ки и условия заключения договора купли- продажи земельного участка;

- наименование юридического или физического лица у которого производится изъятие земли, в том числе путем вы­купа, с указанием размеров изымаемых участков;

- прочие условия.

При предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства к ходатайству прилагается: справка о наличии и отсутствии у гражданина земель­ных участков, права на которые были предоставлены для ин­дивидуального жилищного строительства (выдается в семи­дневный срок территориальным органом по управлению земельными ресурсами);

- справка о наличии и отсутствии у гражданина частного домостроения (выдается в семидневный срок органом, осу­ществляющим регистрацию недвижимости).

Ходатайство о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства берется на спе­циальный учет и удовлетворяется по мере подготовки площадок для отвода (ст.44 ЗК РК).

Порядок предоставления земельных участков оралманам для индивидуального жилищного строительства регулирует­ся "Правилами предоставления оралманам земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвер­жденными постановлением Правительства РК от 9 июля 2002 года № 748.

Предоставления земельных участков оралманам для ин­дивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно. Для получения земельного участка оралман подает заявление в соответствующий местный исполнительный орган, обладающий полномочием предоставления соответствующих прав на земельные участки, которое должно рас­сматриваться в срок до трех месяцев с момента поступле­ния заявления. Решение о предоставлении принимается на основании заключения комиссии, создаваемой местными ис­полнительными органами из числа депутатов местного пред­ставительного органа, представителей территориальных ор­ганов по управлению земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства и органов мастного самоуправления.

г) Предоставление земельных участков, не связанных со строительством.

На основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность или землепользование территориальных органов по управлению земельными ресурсами (в населенных пунктах совместно с органами архитектуры и градостроительства) по поручению местного ис­полнительного органа определяет возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с землеустроительными и градостроительными регламентами. Предложения о возможности использования земельного участка предоставляются комиссию для рассмотрения и подготовки заключения в соответствии с п.2 ст. 43 Земельного кодекса.

На основании заключения комиссии подготавливается землеустроительный проект и проект решения местного ис­полнительного органа о предоставлении соответствующего права на земельный участок.(ст. 45 ЗК РК).

д) Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности.

Предоставление земельных участков, которые находятся в государственной собственности, в собственность граж­дан и негосударственных юридических лиц, имеющих право на приобретение земельных участков в частную собствен­ность, осуществляется на возмездной основе. Предоставле­ние земельных участков в собственность граждан и негосу­дарственных юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодек­сом и иными законодательными актами Республики Казах­стан.

Лица, заинтересованные в покупке земельного участка, подают ходатайство в исполнительный орган по месту на­хождения земельного участка, которое рассматривается в порядке, определенном в ст. 43-45 ЗК РК в зависимости о целевого назначения земельного участка. При намерении выкупа физическим или негосударственным юридическим лицом в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного ему в землепользование, данное лицо подает заявление в местный исполнительный орган. К заявлению прилагается:

- документ, удостоверяющий право на земельный учас­ток, или копию документа, заверенная нотариально;

- копия свидетельства налогоплательщика;

- справка налогового органа о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом (земельный налог (или) плата за пользование земельными участками);

- справка из центра недвижимости об отсутствии обременении на земельный участок, препятствующие заключению сделок;

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

По поручению местного исполнительного органа территориальный орган по управлению земельными ресурсами идентифицирует земельный участок по кадастровой документации, определяет кадастровую (оценочную) стоимость земельного участка и готовят проект решения местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в месячный срок со дня подачи землепользователем заявления в письменной форме в местный исполнительный орган.

На основании решения местного исполнительного органа территориальным органом по управлению земельными ресурсами составляется с покупателем договор купли- продажи земельного участка, который подписывается продавцом (местным исполнительным органом) и покупателем.

Договор купли - продажи земельного участке и документ об оплате выкупной цены земельного участка являются основанием для выдачи правоудостоверяющего документа на земельный участок.

При продаже земельного участка в рассрочку в правоудостоверяющем документе на земельный участок, выдаваемом покупателю на основании договора купли-продажи, делается соответствующая запись о запрете на совершение сделок, за исключением передачи участка в залог (ст. 47 ЗК РК).

е) Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, на торгах (конкурсах, аукционах).

Земельные участки или право аренды земельного участ­ка, находящиеся в государственной собственности и не предо­ставленные в землепользование, могут быть объектом прода­жи на торгах (конкурсах, аукционах). Перечень земельных участков или прав аренды земельных участков, предлагаемых для продажи на торгах (конкурсах, аукционах), определяется местным исполнительным органом и утверждается соответ­ствующим решением местного исполнительного органа.

Земельный участок, предназначенный для продажи, выс­тавляется на торги после:

- определения и установления границ земельного участ­ка на местности;

- определения целевого назначения земельного участка и его кадастровой (оценочной) стоимости;

- определения технических условий подключения объек­тов строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;

- принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов).

В качестве продавца земельного участка или права арен­ды земельного участка выступает собственник или действу­ющая на основании договора с ним специализированная организация.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену пред­мета торгов и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права арены зе­мельного участка определяется Правительством Республики Казахстан (ст. 48 ЗК РК).

ж) Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности при их продажи в рассрочку.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, в рассрочку покупатель должен провести оплату в сроки, предусмотренные договором купли- продажи.

Когда покупатель не производит в установленный догово­ром срок очередной платеж за проданный в рассрочку земельный участок, продавец, если иное не предусмотрено догово­ром, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного земельного участка, за исключением слу­чаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, пре­вышает половину выкупной цены земельного участка.

В отношении земельного участка, проданного в рассрочку, запрещается совершать сделки до полной оплаты его выкуп­ной цены. Залог земельного участка, проданного в рассрочку, допускается при оплате не менее 50% от его выкупной цены. Ограничения по совершению сделок с земельным участком, проданным в рассрочку, отражается в договоре купли-продажи земельного участка в правоустановливающем документе на земельный участок. Документ об оплате выкупной цены земельного участка является основанием для снятия данного ограничения в договоре купли-продажи и в правоустановливающем документе на земельный участок (ст. 49 ЗК РК).

Задания для самоконтроля

Контрольные вопросы

1 Основание возникновения общей собственности на земельные участки и общего землепользования.

2. Порядок пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности общего землепользования.

3. Сделки с земельными долями на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в общем долевом землепользовании.

4. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности (общем совместном землепользовании).

Литература (ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины)

См. Список учебно-методической литературы 8 раздел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: