В информационной сфере

Ответственность за правонарушения

Коммерческая тайна

Согласно п. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Под коммерческой тайной согласно п. 1 ст. 3 Феде­рального закона «О коммерческой тайне» понимается конфиденци­альность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Согласно п. 2 ст. 3 указанного закона информация, составляющая коммерческую тайну, — это научно-техническая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Из этого определения вытекают юридически значимые признаки информации, наличие которых придает ей режим коммерческой тайны. Такими признаками выступают:

- неизвестность информации третьим лицам;

- недоступность информации третьим лицам.

Коммерческую тайну могут, например, составлять сведения о производстве, управлении, планах развития, финансах, рынке, партнерах, переговорах, контрактах, ценах, научно-технических достижениях, безопасности предприятия, объединения.

Перечень сведений, которые не могут находиться в режиме коммерческой тайны, определен в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне».

Обладателями права на коммерческую тайну могут быть как физические, так и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Разглашение коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд специфических особенностей:

- правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связа­ны с информацией;

- правонарушения можно рассматривать в качестве информа­ционно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя.

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности в информационной сфере. Среди них можно выделить следующие:

1. Гражданско-правовая ответственность отличается имущественным характером принудительных мер воздействия на правонарушителя. Это меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Имущественные издержки нарушителя, являющиеся следствием применения данных мер, должны компенсировать или другими словами, эквивалентно восполнить имущественную сферу потерпевшего. Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в общем плане в информационном законодательстве и в Гражданском кодексе РФ.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную.

Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами действующего законодательства.

Внедоговорная (деликтная) ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств, Примером деликтной ответственности будут являться меры по возмещению вреда, причиненного, вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), предусмотренные ст. 1095 ГК РФ.

2. Административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение. В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены Кодексом об административный правонарушениях РФ в отношении нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушения правил защиты информации (ст. 13.12), незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), разглашения информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребления свободной массовой информации (ст. 13.15) и иные.

3. Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в Уголовном кодексе РФ в отношении таких деяний, как клевета (ст. 129), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), заведомо ложная реклама (ст. 182), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), и другие.

Вопросы и задания по теме:

1. Виды, формы информации.

2. Особенности правового регулирования персональных данных.

3. Электронная цифровая подпись: особенности применения

4. Информация, относящаяся к государственной и коммерческой: способы правовой защиты

Правовые акты и литература:

1. Закон РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (ред. от 24.07.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №7.

2. ФЗ от 07.07.2003 «О связи» (ред. 29.12.2006: с изм. от 24.07.2007) // СЗ РФ. 2003. №28.

3. ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» (ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. 1999. №29.

4. ФЗ от 29.07.2004 «О коммерческой тайне» (ред. от 02.02.2006: с изм. от 18.12.2006) // СЗ РФ. 2004. №32.

5. ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. №31 (ч. 1).

6. ФЗ от 27.07.2006 «Об информации: информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. №31 (ч. 1).

7. ФЗ от 30.12.2004 «О кредитных историях» (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. 2005. №1.

8. ФЗ от 21.07.1993 «О государственной тайне» (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 1997. №41.

9. ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. №2.

10. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник /под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2001.

11. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М., 2007.

12. Загородников С.Н., Шмелев А.А. Основы информационного права: Учебное пособие. М., 2005.

13. Тедеев А.А. Информационное право (право Интернета): учеб. пособие. М., 2005.

14. Фисун А.П., Касилов А.Н., Глоба Ю.А., Савин В.И., Белевская Ю.А. Право и информационная безопасность: Учеб. пособие. М., 2005.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: