Тема 9. Лекция 14. Основы экологического права

1. Предмет и система экологического права

2. Объекты экологического права

3. Система федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

1. Предмет и система экологического права. Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, при которых будет удовлетворен интерес общества в природном сырье при одновременном улучшении состояния окружающей среды.

В предмет ЭП в РФ входят следующие группы правовых отношений:

1. собственности на природные объекты и ресурсы;

2. по природопользованию;

3. по охране окружающей среды

4. по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

ЭП основано на общих принципах права, так и на принципах, присущих самой отрасли права. Важнейшими принципами ЭП являются следующие:

1. приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий жизни, труда и отдыха;

2. научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные права граждан на здоровую и благоприятную среду;

3. рациональное использование природных ресурсов с учетом законом природы, потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека;

4. соблюдение требования природоохранительного законодательства, неотвратимостью ответственности за их нарушения;

5. гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением;

6. международное сотрудничество в области охраны ок. среды.

2. Объекты экологического права. Традиционно под объектами в ЭП понимали объекты, подлежащие охране. Ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды перечисляет такие объекты, условно разбивая их на три группы: дифференцированные природные объекты (ч. 1 ст. 4); некие комплексные природные объекты (ч.2 ст. 4), и особо охраняемые природные объекты (ч. 3 ст. 4).

К первой группе объектов относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Вторая группа представляет собой сложные комплексы: естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Третья группа: особо охраняемые объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Некоторые авторы считают, что объектами экологического права выступают: окружающая среда, природные и природно-антропогенные объекты и особо охраняемые объекты.

3. Система федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. О храна окружающей среды, обеспечение экологической безо­пасности, особо охраняемые природные территории, охрана памят­ников истории и культуры находятся в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов. (Конституцией РФ (ст. 72).

Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и норма­тивному правовому регулированию в сфере изучения, использова­ния, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управ­ление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, за­щиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обес­печение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических со­оружений (за исключением судоходных гидротехнических сооруже­ний), использование объектов животного мира, отнесенных к объек­там охоты, особо охраняемые природные территории.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координа­цию и контроль деятельности находящихся в его ведении: 1. Федераль­ной службы по надзору в сфере природопользования, 2. Федерального агентства по недропользованию, 3. Федерального агентства лесного хо­зяйства и 4. Федерального агентства водных ресурсов.

1. осуществляет контроль и надзор: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; в области организа­ции и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за со­блюдением законодательства Российской Федерации и международ­ных норм и стандартов в области морской среды и природных ресур­сов внутренних морских вод, территориального моря и в исключи­тельной экономической зоне; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за без­опасностью гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротех­нических сооружений; государственный земельный контроль в пре­делах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесно­го фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

2. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов госу­дарственной власти в установленной сфере деятельности, в том чис­ле имущества, переданного федеральным государственным унитар­ным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным агентству; организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов геологического изучения, проведение в установленном порядке гео­лого-экономической и стоимостной оценки месторождений полез­ных ископаемых и участков недр, проведение в установленном по­рядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, прове­дение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической ин­формации о предоставляемых в пользование участков недр, осущест­вляет ведение государственного кадастра месторождений и проявле­ний полезных ископаемых и государственного баланса запасов по­лезных ископаемых, ведение государственного учета и обеспечение изучения недр, функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических, инновационных программ и др.

3. осуществляет государ­ственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фон­де, полученной за счет средств федерального бюджета, установление возраста рубок, утверждение расчетных лесосек, отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы в другую группу или катего­рию, лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, о переводе лесных земель в земли других категорий и др.

4. организует перераспре­деление водных ресурсов водных объектов, находящихся в феде­ральной собственности, подготовку, заключение и реализацию бас­сейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядке противопа­водковых мероприятий, мероприятий по проектированию и уста­новлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных за­щитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликви­дации вредного воздействия вод и др.2

Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Ми­нистерства сельского хозяйства РФ. Агентство проводит в установлен­ном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструк­торских и технологических работ для государственных нужд; осущест­вляет в установленном порядке полномочия собственника в отноше­нии федерального имущества, необходимого для осуществления функций в установленной Положением о нем сфере деятельности; го­сударственный учет и мониторинг состояния водных биологических ресурсов и др.

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропро­мышленного комплекса, а также в сфере рыболовства, производст­венной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и ис­пользования объектов животного мира, отнесенных к объектам охо­ты, водных биологических ресурсов, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказа­нию государственных услуг в области метеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязне­ния, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процес­сы.

Значительную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играет государственная и общественная экологическая экспертиза. Ее основными принци­пами являются:

1. презумпция потенциальной экологической опасности любой на­мечаемой хозяйственной или иной деятельности;

2. обязательность проведения государственной экологической экс­пертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

3. комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

4. обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

5. достоверность и полнота информации, представляемой на эко­логическую экспертизу;

6. независимость экспертов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: