Социальные корни или причины правонарушений

Криминология изучает условия и причины совершения преступлений.

Причины рассматриваются на уровне общего, особенного и единичного.

Нужно исходить из социальной природы правонарушения.

Как массовое явление оно появляется только в определенных социальных условиях – при появлении права и государства. В этом его социальная природа.

Преступление как единичное явление и преступность как массовое социальное явление, то для правонарушения нет понятия, дающего характеристику массового поведения.

Понятие праворушаемости (с приветом от Комарова). Она фиксирует массовость правонарушений, их совершения в обществе. Причины следует рассматривать как самостоятельное явление на разных уровнях:

1. Уровень общесоциальный – правонарушаемость рассматривается в единстве всех факторов, которые существуют в обществе.

2. Криминологический уровень – анализируются категории отдельных видов правонарушений (преступления несовершеннолетних, их правонарушения).

3. Уголовно-правовой уровень – исследуются причины правонарушений применительно к конкретному правонарушению или преступлению

Разные подходы к анализу причин:

1. Философский – формулируется общая концепция причин и условий, которые порождают социальные отклонения (рассматривается материалистическое, историческое понимание правоотношений). Несовместимость социальных интересов антагонистического или неантагонистического характера. Причина – противоречия самого общества. Вопрос в том, можно ли победить правонарушения. Сущность этих противоречий различна. Между обществом и индивидом не исключается возможность расхождения интересов. Цель – достижение условий для нивелирования причин.

Право – не есть справедливость, это общее требование справедливости.

Важность проблемы воспитания индивида. Причинами может быть недостаточно высокий уровень культуры и правового сознания.

Большое влияние на совершение правонарушений связано с сознанием индивидуальным и общественным сознанием.

Закон отставания общественного сознания от общественного бытия. Поэтому в те или иные моменты активизируются причины совершение тех или иных

2. Социологический. Причины рассматриваются с точки зрения изучения особенностей различных социальных, профессиональных, возрастных групп людей. Изучаются деформации жизни человека (Добровольные народные дружины, оперативные комсомольские отряды). На этом уровне важна профилактическая работа.

3. Психологический. Тесно связан с социологическим. Учет психофизиологических и биологических свойств личности. Причина – несовершенство самого человека.

Правонарушения нельзя искоренить, но их можно существенно уменьшить с точки зрения количества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: