Метафизическая школа - школа элеатов (6в - 5в до н.э.)

Эта школа возникает на Южных границах Италии, на берегу Средиземного моря. И следовательно, большое влияние на эту школу оказывали ионические философы.

Метафизический стиль мышления противоположен диалектическому. Метафизика исходит из принципов, обратных диалектике. Если в диалектике основным принципом является развитие и движения, то метафизическая школа исходит из того, что движения нет. Рассмотрим подробнее такую философскую точку зрения.

Представители метафизической школы - это Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс

Ксенофан.(ок. 570-после 478 до н. э.).

Как и большинство других мыслителей, Ксенофан был широко образованным и много знающим мыслителем, разбирался во многих отраслях знания. Он много путешествовал по своей стране, а также посещая Египет и Рим, набирался знаний у местных мыслителей. Под конец жизни он поселился в Элее. Он был весьма своеволен и свободомыслен. Он отрицал не только авторитетов, но даже существование персонифицированных Богов. Бог, по мнению Ксенофана, - это сам мир во всей его целостности. Он отвергает антропоморфных Богов. Бог символизирует бесконечность материального мира. Сущность Бога, по мнению мыслителя - шарообразна, так Ксенофан хотел показать вместимость мира Богом.

Онтология. Движение и развитие понимается как возникновение и гибель мира, понимая как внутреннюю целостность. Развитие не приносит ничего нового в существование мира. Универсальное подлинное бытие - это вечное неизменное бытие.

Гносеология. Ксенофан отрицал чувственное познание. Он считал, что чувства не могут познать объективного мира, не могут дать истинного познания. Чувства ведут к видимости. Здесь проявляется скептицизм к чувственному познанию. Следовательно, основным Ксенофан считал рациональное освоение мира.

Парменид из Элеи (540-470 до н.э.)

Парменид считается основным философом метафизики.

Онтология. Из действительности Парменид полностью исключил движение. По мнению Парменида сущее должно быть неподвижным. Сущее является накоплением неподвижного (неподвижной материи), такое сущее есть всюду и везде. Т.е. другими словами, в основе мира лежит неподвижная неуничтожимая материя. Такое сущее представляет собой непреходящее единое целое. Оно устойчиво и неизменно. При этом важной идеей Парменида является вопрос о неуничтожимости материи. У подлинного сущего бытия, которое соткано из материи, нет движения. Сущее есть всюду, в любой точке пространства, поэтому оно не может двигаться, потому что если бы это едино материальное сущее двигалось, то в каком-то месте его не было, но такого бытия не может, потому что оно есть везде.

Таким образом, можно выразить следующим образом основной тезис Парменида: сущее есть везде - оно недвижимо и неизменно, а не-сущее, т.е. не-бытие не существует. Поскольку сущее состоит из материи, а материя везде - значит, везде и бытие, не-бытие - это пустота, значит не-бытия нет.

Мир представляется Пармениду как единое недвижимое шарообразное бытие.

Гносеология. Истина -это продукт рационального освоения действительности. Мнение - есть продукт чувственного познания человека. При этом мнение человека на основе чувственного опыта может быть неверным. Следовательно, Парменид впервые обратил внимание на то, что бытие может искажаться человеческим познанием. Истина есть продукт рационального познания и освоения действительности. Мнение - результат чувственного познания. Истину нельзя познать чувствами.

С момента возникновения учений Парменида и Гераклита стала вестись полемика между диалектикой и метафизикой. Более зрелые философские метафизические концепции уже не отрицали движение, развитие и изменение, но объяснение развития было достаточно упрощенным и примитивным, как мы увидим далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: