double arrow

Зенон (460 г до н.э.)

Основной проблематикой в философии Зенона стала проблема движения.

Онтология: Зенон был последователем учения Парменида. Зенон считал, что в основе мира лежит материальная субстанция. Эта субстанция недвижима и неизменна. Зенон, также как и Парменид, постулировал отсутствие изменения мира.

Отдельное внимание Зенон уделял движению. По мнению Зенона, движение невозможно, потому что заключает в себе противоречие. Противоречие может быть в мыслях человека, но на практике в реальном объективном мире этого быть не может. Зенон является основателем доказательств "от противного" и основателем субъективной диалектики. Такие противоречия движения можно было, по мнению Зенона, выявить только разумом. Зенон вывел определенную тактику ведения спора, чтобы последовательно привести оппонента к тому, что его мнение ложно и противоречиво. Метод доказательства от противного состоит в том, чтобы мнение противника подвести к противоположному мнению и тогда мнение оппонента окажется истинным. Далее эти приемы будут развиваться в философии Сократа и софистов.

Зенон придумал апории (затруднительная проблема, решение которой приводит к противоречиям), цель которых было выявить противоречие в движении.

Проанализируем апории противоречия множественности.

Мнение: бытие множественно, есть множество вещей, количество которых ограничено.

Противоположное мнение: если существует множество вещей, то их должно быть бесконечно много, так как между двумя вещами можно поставить еще одну, и этому нет предела.

Противоречие: бытие множественно, количество вещей в нем ограничено и не ограничено.

Мнение:сущее множественно настолько, что должно быть бесконечно малым.

Противоположное мнение: сущее формирует огромные предметы, значит, оно должно быть абсолютно большим.

Противоречее: сущее множественно и бесконечно мало и бесконечно большое.

Вывод: так как мы натыкаемся на противоречие при анализе множественности сущего, то сущее не множественно, но едино.

Апории движения -дихотомия (разрубание надвое); Ахиллес и черепаха, летящая стрела, ристалище.

Дихотомия. Эта апория о начале движения. Противоречие заключается в начале движения. Тот, кто хочет пройти отрезок длинной АВ, должен пройти половину этого пути, чтобы пройти половину для начала надо пройти одну четверть, чтобы пройти одну четверть, надо пройти одну восьмую пути и так до бесконечности. Следовательно, чтобы преодолеть конечный отрезок АВ нужно пройти бесконечное число точек за конечное время. Математически эта апория имеет разрешение, так как существует предел, равный единице, за которую принимается весь путь. Но физический смысл не ясен, как бесконечное число убывающих отрезков не приходят к нулю, но к единице.

Эта апория сегодня разрешается в дифференциальном исчислении, которого не было во время Зенона.

Мелис (5 в до н.э.)

Главный философский труд Мелиса - "О природе, или "О существующем".

Философские идеи.

Мелис был последователем идей метафизики и стихийного материализма. Он считал, что мир существовал всегда, что конца мира не может быть. Мелис отвергал все теории о конце света. Бытие едино, неизменно и неограниченно. Мелис первый обратил внимание на закон сохранения энергии. Он сказал, что из ничего не может быть ничего. Бытие существовало всегда и будет существовать всегда, что указывает на линейную концепцию восприятия времени в философии Мелиса.

Если Парменид говорил, что бытие конечно, то Мелис утверждал, что бытие беспредельно. Он использовал тезис Парменида, согласно которому бытие едино. Мелис рассуждал следующим образом: если бытие признать ограниченным пределом, то оно перестает быть единым и становится двояким, так как оно становится одновременно и тем, что ограниченно, и тем, что ограничивает. Таким образом, бытие неограниченно, то есть беспредельно.

Несмотря на то, что учение Мелиса носит материалистический характер, это не атеистическое учение. Мелис верил в существование множества неперсонофецированных Богов.

Тема 7. Философия древнегреческих атомистов.

С философской школой древнего атомизма связан огромный прорыв в натурофилософской и самой философской мысли Древней Греции.

Основными разработчиками философии атомизма являются Левкипп (500-440 до н. э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) и Эпикур (341-270 до н. э.). Они считали, что существует бесконечное множество атомов, постоянно движущихся элементов.

Философский термин "атом" образован от древнегреческого слова "том"- "разделять", "рассекать" и отрицательной частицы "а". "Атом" в переводе означает "неделимый".

Левкипп и Демокрит - представители зрелого этапа античной философии. Они создали так называемый атомистический материализм.

Левкипп (V-IV в до н.э.)

Основные труды Левкиппа "Великий космос", "Об уме".

 

Онтология. Левкипп разделял мир на сущее и не-сущее - две причины возникновения вещей. Атомы - есть сущее, там, где нет атомов - там есть не-сущее, т.е. пустота. Следовательно, мир можно разделить на атомы и пустоту. Атомы разделяются величиной, формой, а также расположением в пространстве. Атомы есть причина вещей. Вещи возникают и разрушаются (гибнут). Левкипп объяснял этот процесс соединением и разъединением атомов. Атомы - наполнены изнутри, потому что атомы- это концентрированная материя. Там, где нет атомов, там есть пустота. Левкипп считал, что в атомах воплощается сущее, а главный атрибут атомов - это движение. Пустота необходима для того, чтобы существовало движение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: