double arrow

Анаксимен. (6 в. до н.э.)


Анаксимен - ученик Анаксимандра. Его основное сочинение - "О природе ".

Анаксимен первоосновой бытия считал воздух. Это первоэлемент его философии. Воздух был и материальной субстанцией (апейроном), а также и конкретной вещественной субстанцией, из которой потом получались все элементы. Из воздуха образуется все остальное материальное чувственное бытие. Из воздуха получаются облака, облака сгущаются и начинается дождь (вода), вода выпадает как осадок и возникает земля, а из земли формируются минералы и другие камни.

В отличие от Анаксимандра Анаксимен считал, что генетическим и субстанциональным началом всего сущего является воздух, из которого все произошло путем процессов разрежения и сгущения. Анаксимен приписал воздуху свойства бесконечности, беспредельности, безмерности (апейрон). То есть, если у Анаксимандра апейрон - это генетически-субстанциональное начало, то у Анаксимена апейрон - это свойство этого начала (воздуха). Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира-воздуха Анаксимен выстраивает так: огонь-воздух (как конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)-ветры-облака-вода-земля-камни. Чтобы выстроить такую философскую систему Анаксимен ввел понятие сгущения или концентрации, что характерно для воздуха. За счет сгущения воздуха получаются облака и т.д. Душа также состоит из воздуха и боги также воздушны. Но воздух - это материальное начало. Следовательно, душа и боги могут умереть, т.е. смертны.

Основная концептуальная идея милетской школы - это попытка найти первооснову мира. При чем такую первооснову, которая не была бы персонифицированным божеством или одухотворенной стихией. Это именно попытка научно освоить мир, понять его структуру и первооснову. Милетцы хотели установить и первичную основу бытия и законы, по которым развивается мироздание. Одной из основных проблем, которая встала перед древнегреческими философами, стал вопрос о движении и изменчивости мира. Это дихотомия СТАТИКА-ДИНАМИКА, ИЗМЕНЧИВОСТЬ - НЕИЗМЕННОСТЬ, оказалась в центре внимание древнегреческих философов. Здесь сформировались два основных направления: диалектика и метафизика. В рамках первого направления считалось, что мир постоянно меняется и все в мире подвержено движению и изменению. В метафизике считалось, что движения нет - это абсурд восприятия, а истинное начало мира подлинно и неподвижно, неизменчиво и недвижимо. Эти вопросы до сих пор решает современная физика. Представителями диалектики была школа Гераклита Эфесского. Метафизическое мышление воплощалось в элейской школе.




Возникновение диалектики. Гераклит Эфесский (ок. 540- ок. 480 до н. э.).

Гераклит - представитель древнегреческий философии из полиса Эфес. Его основное сочинение - "О природе" - до наших времен не сохранилось, имеются лишь некоторые отрывки и комментарии, а также "Музы".

Основные философские идеи в учении Гераклита:

концепция о всеобщей изменчивости мира;

огонь есть первооснова мира;

учение о единстве и борьбе противоположностей.

Рационализм в познании мира

Онтология. Изначально Гераклит был натурофилософом. Гераклит ставит задачу объяснить суть природных явлений. Так, Гераклит считал, что гром возникает из-за столкновения ветров. В основе мира в учении Гераклита был огонь. Огонь был и архе - первоосновой мироздания, а также стойхероном - т.е. основным перво-элементом в философии Гераклита. Все в мире есть разновидность огня. Огонь - символ динамики и развития, постепенности и постоянности изменений. Мир возникает из огня и сгорает вновь в течение всего века, как писал Гераклит. Таким образом, Гераклит сделал большой шаг вперед в понимании развития, как единства и борьбы противоположностей. Гераклит стал основателем диалектики как философского учения о движении и развитии. Гегель так писал о Гераклите - "Для Гераклита Абсолют - это диалектический процесс. Абсолют - единство и борьба противоположностей".



Гераклит считал, что противоположности, которые существуют в мире - это основа развития. Противоположное соглашается, а из согласия получается гармония. Основные черты диалектики в учении Гераклита заключаются в следующем:

универсальность развития, которое заключается в принципе единства и борьбы противоположностей

принцип "все течет, все изменяется". Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя зайти дважды, ведь это уже будет другая река и другая вода. Ученик Гераклита Кратил потом переформулировал это высказывание и сказал, что даже в одну воду нельзя войти дважды. Потому что когда человек не хотел войти в воду - это был один человек, когда человек захотел войти в воду - это уже другой человек.

неуничтожимость и бесконечность материи. Материя была всегда. Гераклит учил о несотворимости и неуничтожимости материи. Мир в философии Гераклита был неуничтожим.

Мироздание произошло от огня (разгорелось), и также угаснет, как огонь. Здесь мы видим эсхатологический принцип, такой же, как в философии Анаксимандра.

"Одна материя живет смертью другой" - так писал Гераклит. Гераклит так описывал процесс мироздания: из огня, как первоэлемента рождается земля (следующий элемент), земля умирает и рождается вновь огонь, из огня рождается воздух, а из воздуха вода. Следовательно, не один элемент не уничтожим, одни элементы переходя в другие, все рождается из огня и уходит в огонь. Это и есть единство всего и борьба противоположностей. Гераклит говорил, что у любой вещи или явления есть своя противоположность. Но эти противоположности находятся во взаимодействии. Гераклит выделял два вида такого взаимодействия противоположностей:

вещи или явления стремятся к своей противоположности и

существует борьба противоположностей.

Эту борьбу противоположностей Гераклит считал основным процессом и главным двигателем развития.

Гносеология. Вершиной познания является познание мирового Логоса для понимания развития мира. Гераклит выделял два способа познания:

Чувственное

Рациональное

Но основной способ познания - это рациональное мышление. Только с помощью разума можно постигнуть Логос, так как Логос не может быть чувственно познан. Человеческое сознание тоже подчинено Логосу. Однако для того, чтобы постичь Логос нужно именно достигнуть вершины понимания мира, т.е. вершины своего развития и рационального мышления. Основные препятствия, которые может человек встретить на пути познания Логоса - это:

сложность и неоднозначность мирового закона, так как закономерности Логоса не лежат на поверхности

человеческая лень и моральная опущенность, так как многие люди даже не ставят себе цель достичь вершины познания, но стремятся к скотскому сытому существованию

ограничены и познавательные способности, особенно отдельных людей

вера в авторитеты и отсутствие самостоятельного мышления

Таким образом, философия Гераклита - вершина диалектического понимания мира в эпоху античности. Конечно, позднее, исследователи и философы скажут, что это не целостная диалектическая система, что диалектика Гераклита скорее интуитивная, чем обоснованная и рациональная, что это наивная и стихийная диалектика. Однако, все это не умаляет того вклада, который Гераклит внес в историю развития философского осмысления мира.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: