Цель: изучить критерии сегментирования рынка
Сегментирование рынкасчитается одним из наиболее важных и популярных направлений современного маркетинга. Сегментирование рынка – разбивка рынка на четкий круг покупателей. Сегмент рынка представляет собой определенную группу потребителей, обладающих в достаточной степени схожими признаками.
Цель сегментирования — выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в товарах и сориентировать свою политику маркетинга на удовлетворение спроса в этих группах. Сегментирование может быть нескольких видов в зависимости от характера ее проведения и от типа потребителя товаров или услуг.
Предпосылкой для сегментирования рынка является идея, что покупатели обладают различными потребностями и фирма не в силах охватить всех клиентов в целом. Для идентификации целевых рынков компания обращается к целевому маркетингу, т.е. выявляет основные сегменты рынка, выбирает один или несколько и разрабатывает соответствующую маркетинговую стратегию.
|
|
Однако существуют компании, придерживающиеся других стратегий в своей деятельности. В философии маркетинга можно выделить три стадии:
1) массовый маркетинг — вид маркетинговой деятельности, ори-
ентированной на всех покупателей. Этот подход является наименее
затратным и создает большой потенциальный рынок;
2) товарно-дифференцированный маркетинг имеет место в слу
чае производства компанией различных видов товаров, отличающих
ся уровнем качества, свойствами, различной стилевой направленно
стью и т.д.;
3) целевой маркетинг предполагает ситуацию, когда продавец
производит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них
один или несколько и разрабатывает маркетинговую программу для
каждого из них.
В зависимости от характера проведения сегментирования выделяют:
— макросегментирование, которое предполагает деление рынков
по регионам, странам, степени их индустриализации и т.д.;
— микросегментирование, предполагающее формирование групп
потребителей (сегментов) одной страны, региона по более детальным
критериям (признакам);
— сегментирование вглубь — начинается с широкой группы потребителей, а затем поэтапно углубляется в зависимости от классификации конечных потребителей товара или услуги;
— сегментирование вширь — начинается с узкой группы (сегмента) потребителей, а затем расширяется в зависимости от сферы назначения и использования товара;
— предварительное сегментирование — представляет собой начальный этап маркетинговых исследований, ориентирующийся на изучение максимально возможного числа рыночных сегментов;
|
|
— окончательное сегментирование — завершающая стадия анализа рынка, которая связана с поиском оптимальных сегментов рынка
в целях позиционирования на них товаров, отвечающих спросу потребителей и возможностям фирмы.
Концентрированный маркетинг — маркетинговая стратегия, ориентированная на охват одного или двух небольших сегментов. Назначение концентрированного маркетинга — полностью охватить эти сегменты рынка. В этом случае все усилия организации направлены на удовлетворение особых потребностей целевой группы потребителей.
Дифференцированный маркетинг — маркетинговая стратегия, рассчитанная на несколько сегментов, для каждого из которых разрабатывается свой набор маркетинговых мероприятий.
Недифференцированный маркетинг — маркетинговая стратегия, ориентированная на общность интересов потребителей и разработку такой стратегии маркетинга, которая удовлетворяла бы среднюю массу покупателей и предлагала бы какой-либо стандартный товар всем потребителям.
Когда компания прибегает к недифференцированному маркетингу, она вообще не делит рынок на сегменты. Подобный подход часто используется для товаров первой необходимости.
Потребительский маркетинг — маркетинговая стратегия, в рамках которой каждый потребитель рассматривается как отдельный рыночный сегмент.
Компании, прибегающие к стратегии потребительского маркетинга, рассматривают каждого потребителя как отдельный сегмент рынка и приспосабливают структуру маркетинга к его особым требованиям. Такой подход необходим для определенных рынков промышленных товаров, когда продукцию невозможно стандартизировать, а также в сфере услуг, таких как дизайн интерьеров, ремонт домов и пошив одежды.