Принципы и парадигмы социальной психологии

Лекция 2. Принципы и методы социальной психологии

Вопросы:

Принципы и парадигмы социальной психологии

Методология социальной психологии.

Этапы социально-психологического исследования.

Основные методы социальной психологии.

Принципы и парадигмы социальной психологии

Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные проблемы, раскрывая их во всех деталях. Специфика социально-психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые образуют социально-психологическую реальность и исследуются ею, объясняется пограничным положением социальной психологии.

Принцип социально-психологической причинности. Социально-психологические явления как явления психологической природы, носят отражательный характер, т. е. представляют собой идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под ее влиянием. Причиной социально-психологических явлений всегда являются объективные обстоятельства жизнедеятельности конкретных групп людей и индивида в них, а также влияние на психологию человека в группе психологических особенностей окружающих людей, их взгляды, настроения, желания, намерения, поведение. В процессе совместной жизнедеятельности, общения, обмена мнениями, намерениями, чувствами, происходит активный обмен продуктами психологии разных людей, который выявляет общности людей, способствует их интеграции, консолидации в группу и обособлению от других групп.

Влияние людей проявляется в информировании, обучении, разъяснении, убеждении, уговорах, побуждениях к действию, приглашении к совместным действиям и т. д. На человека направлено также малопродуманное психологическое влияние средств массовой информации, печати, пропаганды и др. Социально-психологическое отражение под влиянием активного воздействия окружающей среды приобретает удвоенную социальную причинность, так как выступает и субъектом отражения социальной реальности и объектом воздействия ее активных элементов.

Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности заключается в том, что среда, активность, проявляющаяся в общении и совместной деятельности, во взаимодействии оказывают влияние на социально-психологические явления, наблюдающиеся в различных группах. При этом с ростом размера группы роль общения и совместной деятельности уменьшается, а роль среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает.

Принцип социально-психологической системности заключается в том, что социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне и более сложную по причинам ее вызывающим, по своим закономерностям, механизмам, чем индивидуально-психологическая реальность. Элементом данной системы выступает психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими личностями.

Как любая система, социально-психологическая реальность – это не простая сумма свойств каждого из входящих в неё элементов, а совокупность, обладающая специфическими системными свойствами, являющимися продуктом целостного её функционирования. Системные свойства возникают на основе взаимодействия элементов и оказывают обратное влияние на них, подчиняя законам целостного функционирования. Взаимодействуя со средой и другими объектами, социально-психологическая система выступает как целостность.

Принцип социально-психологического развития заключается в том, что развитие индивида происходит в постоянно меняющейся социально-психологической реальности, в непрерывно развивающемся обществе, под влиянием которого происходит изменение и самой личности.

Принцип объективности заключается в достоверности знания, полученного в социально-психологических исследованиях.

Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

Естественно-научная парадигма в социальной психологии ориентировалась на идеал строгого объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики. Она отрицала специфику исследования человека, признавала приоритет метода перед теорией и отдавала предпочтение индуктивному подходу в исследовании.

Позитивистская парадигма придерживается убеждения в принципиальной познаваемости внутренних каузальных механизмов, управляющих социальным поведением.

Неопозитивистская парадигма заключаются в признании:

1. натурализма – социальные явления подчиняются природным и социально-историческим законам;

2. сциентизма, согласно которому методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

3. бихевиоризма – «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение;

4. верификации – истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

5. квантификации – все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

6. методологического объективизма, по которому социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Согласно данному подходу социальная психология понимается как ветвь психологии, которая изучает процесс взаимодействия людей. Главная цель социальной психологии состоит в установлении общих законов для описания и объяснения социального взаимодействия.

Парадигма преобразования – ведущая парадигма отечественной социальной психологии. В её основе лежит идея Маркса, согласно которой, для того, чтобы объяснить (понять) объект или явление, необходимо попытаться его изменить, преобразовать, подчинить. Основным методом познания признаётся метод преобразования и конструирования реальности. Главным условием успешности метода является его способность выявить в объекте и использовать основное движущее, развивающее этот объект, внутреннее противоречие.

Парадигма социального конструкционизма. На метатеоретическом уровне большинство исследований конструкционистской ориентации обнаруживают приверженность одной или нескольким гипотезам следующего характера:

1) научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, а научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователями. В рамках данной парадигмы эксперимент рассматривается в качестве одного из возможных риторических приемов поиска «истины» (т. е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества);

2) термины, в которых происходит осмысление мира, являются социальными артефактами, продуктами исторически обусловленного взаимообмена между людьми;

3) степень распространения и уровень влияния той или иной формы понимания мира в тот или иной период времени не зависят от эмпирической обоснованности избранной точки зрения, они связаны с пертурбациями социальных процессов, включая конфликты, коммуникацию, переговоры, ораторское искусство;

4) приобретаемые в ходе социальной коммуникации, формы понимания мира, имеют большое значение для социальной жизни в целом, так как они самым тесным образом связаны с массой других типов человеческой деятельности.

Приверженцы этой парадигмы утверждают, что в индивиде от рождения заложены некоторые тенденции, побуждающие его мыслить, оперировать категориями и обрабатывать информацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: