Типичная структура и цели психологического образования

Типичная длительность психологического образования

Возрастающий интерес студентов к психологическому образованию в последние десятилетия

Современное психологическое образование в мире

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяется национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Рассмотрим типичные тенденции, характерные для современного психологического образования б ольшинства стран Европы и Америки.

Изучение психологии начинается с курса «введение в психологию» (или «Общая психология»). Затем читаются курсы в зависимости от специализации. Студенты, получающие психологическую квалификацию, изучают психологию в течение 4-6 лет.

По структуре психологическое образование бывает непрерывным и прерывающимся,по цели – общим или специализированным.

При непрерывном общем образовании студенты сначала приобретают общее психологическое образование и специализируются только на последних курсах (Португалия, Норвегия, Австрия, Испания, Италия, Германия, Россия).

При непрерывном специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в какой-то сфере психологии (клинической, педагогической или развития). Такая система существует в Бельгии, Финляндии, Швеции.

Прерывающееся психологическое образование имеет два варианта. Для Англии типична модель «три плюс три», в рамках которой студенты в течение 3 лет получают психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образование в течение последующих 3 лет уже на второй ступени или завершить изучение психологии и продолжить свое образование на второй ступени по другой специальности (Франция, Греция).

Другой вариант прерывающегося психологического образования предполагает базовое 4-летнее образование в области психологии с последующей специализацией в одной из сфер профессиональной психологии. Это – традиционная модель для США.

Для Белоруссии традиционной является 5-летняя модель подготовки специалистов, которая, в соответствии с приведенной типологией, может быть охарактеризована как «непрерывное пятилетнее общее» образование.

4.Постепенное выделение двух ветвей профессионального психологического образования: научно ориентированного (магистратура, аспирантура, докторантура) и практикоориентированного (в области клинической, школьной психологии).

5. Психологию изучают не только студенты, специализирующиеся в этой области, но и специалисты другого профиля – социологи, педагоги, врачи, социальные работники, юристы. Чаще всего студенты изучают курсы общей психологии и прикладные отрасли психологии, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Наиболее типичными психологическими дисциплинами, изучаемыми будущими педагогами, являются общая психология, возрастная и педагогическая психология.

В медицинских вузах обычно преподаются курсы общей и медицинской психологии

На юридических факультетах – курсы общей и юридической психологии.

На факультетах экономики – курсы общей, социальной, экономической психологии.

В настоящее время в белорусском психологическом образовании существует три типа психологических специальностей и квалификаций:

1)»Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».

Предполагает общепсихологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях.

2)»Практическая психология» с присвоение квалификации «Педагог-психолог»

Такой специалист может работать образовательных учреждениях разного типа и осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса.

3)»Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог»

Может осуществлять научную и практическую деятельность, работать в учреждениях образования, здравоохранения с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием.

В системе высших учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической специальности. В этом случае выпускники лучше подготовлены по основной специальности., так как объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин меньше. Существуют также различные формы заочного, вечернего, последипломного психологического образования.

Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации.

Специалисты с высшим психологическим образованием могут продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре.

М. представляет собой образовательную программу специализированного обучения в определенной области научной или практической психологии (год и полтора).

А. является образовательной программой повышения научно-педагогической квалификации психологов (три года и четыре года).

На базе педагогического образования можно получить дополнительную специальность психолога.

В качестве обучающих программ последипломного образования практических психологов обычно выступают курсы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: