К семинарским занятиям №1-8

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук// Собр. Соч.: В 7 т. Т.5. М., 1996.

2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХ1 в. Новые направления исследования. М., 1998.

3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. Произведения. М., 1990.

4. ГадамерГ.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1988.

5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. №10.

6. Дробницкий О.Г. Моральная философия / Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002.

7. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М., 2000

8. Исследования по логике научного познания. М., 1990

9. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000

10. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990

11. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975

12. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995

13. Леонтьев В. Экономическое эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

14. Мангейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение – Историзм. М., 1998.

15. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

16. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998

17. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М., 1990

18. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

19. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

20. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994

21. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

22.  Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.

23. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

24.  Стратегия выживания: космизм и экология. М., 1997.

25. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в ХХ1 в. М., 2002.

26. Тихонов М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М., 1998

27. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998

28. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1997

29. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988

 

Дополнительная литература

К семинарским занятиям №1-8

1. Арский Ю.М., Данилов-Данильян М.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997

2. Бек У. Общество риска. М., 2000.

3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

4. Драч.Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

5. Ивин А. А. Социальная философия. М., 2003.

6. Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

7. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.

8. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

9. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: Предмет и основные концепции современной философии науки (2 ЧАСА)

1. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

2.Позивитистская традиция в философии науки.

3. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.

4. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М.Полани, специфика их применения в сфере экономического знания.

5.Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки в целом и экономической науки в частности.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: Наука современной цивилизации (2 ЧАСА)

1.Наука как особая сфера культуры. Ценность научной рациональности.

2.Наука и обыденное познание.

3.Место науки в развитии современной цивилизации.

4. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

5.Наука и творчество. Этика науки и нравственная ответственность ученого

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции (2 ЧАСА)

1.Преднаука и ее особенности.Научные знания в Древнем востоке и научные программы античности.

2.Средневековое мировоззрение и особенности научного познания этой эпохи. Западная и восточная средневековая наука.

3.Революция в мировоззрении в эпоху Возрождения. Становление   и развитие опытной науки в новоевропейской культуре.

4.Наука Х1Х века. Проблема синтеза знания.

5.Становление социальных и гуманитарных наук. Возникновение классической и марксистской политической экономии.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: Наука как познавательная деятельность, структура научного знания. (2 ЧАСА)

1.Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Экономическое знание и его особенности. 

2.Структура эмпирического и теоретического знания.

3. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

4.Специфика методологии научного познания.

5.Интуиция и воображение в научном и экономическом мышлении.

6.Научное объяснение и научное предвидение, их особенности в сфере экономики.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

ТЕМА: Динамика науки как процесс порождения нового знания (2 ЧАСА)

1.Основные модели развития науки. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.

2.Закономерности и формы развития теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

3.Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Вероятность и достоверность гипотетических знаний. Проблема практической реализации научных гипотез, в том числе в сфере экономики.

4.Классический и неклассический варианты формирования теории.   

5. Проблемные ситуации в науке. Философия как детерминанта динамики научного и экономического знания.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

ТЕМА: Научные традиции и научные революции.Типы научной рациональности (2 ЧАСА)

1.Культурные традиции, их роль в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

2.Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Научные революции в экономическом познании.

3.Глобальные революции и типы научной рациональности.

4.Понятие «классическая наука», ее характерные черты и особенности.

5. Основные черты «неклассической науки».Специфика неклассического стиля мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: