Философские и методологические проблемы технических наук(ОК-1, ОК-2, ОК-3)

Известное утверждение немецкого философа К. Ясперса о том, что техника является сегодня главной темой в попытках понимания того положения, в каком мы оказались, столь точно соответствует действительности, что стала почти лозунгом, выраженным в краткой формуле «технический век».

Такое положение дел в философии техники явилось возможно следствием или, скорее, отголоском устаревшего и достаточно нелепого разделения «двух культур», или отголоском же восходящего еще к античности и опять-таки неразумного разделения так называемой практически-ремесленной, эмпирической деятельности и той деятельности, которой посвящали себя подлинные мыслители-философы, а именно - «созерцательной», «теоретической жизни».

Если в ту эпоху, когда это наступление «технического века» понимали и представляли себе - по его еще немногим признакам - лишь некоторые дальновидные мыслители, то к началу XIX века наступление «мира технического» стало уже явно воздействовать на общественную жизнь. Маркс (во всяком случае, в противоположность многим своим последователям-марксистам) сознавал определяющую роль «машинерии», когда он анализировал ее, хотя и не очень обстоятельно саму «машинерию», а скорее ее экономические результаты.

Традиционно абстрактно реалистически и без большой методологической подготовки переоценивается роль определений, которые часто приобретают характер важнейшего знания об определенном предмете, в данном случае о технике. Так, «сущность» и «существенная основа» техники еще в 1969 г. в одной из книг по философии техники интерпретировалась «как изменение природы духом», как «реальное единство связей» между объектом и субъектом, которое заключается в использовании объекта субъектом.

X. Бек заключает: «Итак, техника реализуется как событие взаимного проявления, вызова и извлечения, взаимных восприятий и реализации бытия-и-действия друг-в-друга и друг-вне-друга через обоюдное активное участие...». «Техника или реальная техника» понималась и толковалась: 1) как прикладное естествознание. Понятие «наука» представляет собою объект изучения сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение, философию и методологию науки, причем две последние занимают здесь особое место. Наука - многоаспектный, многогранный и сложно устроенный феномен, ибо он предстает и как социальный институт, и как определенная деятельность по производству знаний, и как традиция, позволяющая этой специфической деятельности осуществляться. Даже если рассматривать науку как производство знаний, то она и в этом отношении представляет собой нечто весьма многосложное и разнородное. Это - методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание). Это - люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий.

Развитие техники делится на периоды: Первый период - донаучный, когда технические знания существовали как эмпирическое описание средств трудовой деятельности и способов их применения. Он охватывает длительный промежуток времени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения.

Следующий период в развитии технического знания - генезис технических наук - охватывает промежуток времени, начиная со второй половины XV в. до начала XIX в. Это тот этап в истории науки и производства, когда для решения практических задач начинают использовать научное знание.

Наконец, в середине XX столетия перед нами новый период в развитии науки вообще и технических наук в частности. Определяющим фактором здесь является развертывающаяся научно-техническая революция, нацеленная на становление автоматизированного производства. Одной из особенностей НТРявляется интеграция естественнонаучного и технического знания как проявление общего процесса интеграции в науке. Образовались и развиваются такие гигантские комплексы наук, как информатика, космонавтика и др.

Становление единой системы научного знания наполняет новым смыслом перенесенное по аналогии из других структур в область техники понятие «техносфера»:

• сами технические артефакты, т.е. техника как объект и ее социокультурная значимость;

• специфическое техническое знание, умения, правила, теории, их культурная ценность;

• техническая деятельность в двух планах (как специфический ее вид - деятельность инженерная, и как техническая деятельность повседневной бытовой жизни);

• некоторая субъектная определенность (воля, мотив, потребность, намерение, способность) как определенная ментальность;

Развитие науки и техники носит всеобщий характер - без него само существование человеческого общества было бы просто невозможно.

Всеобщим характером обладают и технические науки как исторически сформировавшаяся область научного знания и тип научной деятельности.

В современной литературе по философии техники существуют следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники:

1) техника рассматривается как прикладная наука (линейная модель);

2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы (эволюционная модель);

3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;

4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;

5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Кратко рассмотрим эти модели соотношения науки и техники в данной последовательности.

Неправомерной является идентификация естествознания и техники, хотя имеются аргументы, которые воспроизведены Дж. Агасси, Г. Сколимовским, Л. Тондлом, Ф. Раппом и др. Несмотря на то, что естественнонаучное экспериментальное исследование находится не всегда в тесном взаимоотношении с техническим развитием (ведь физические эффекты делают возможными новые области техники, а новые точные технические приборы открывают новые уровни и возможности экспериментирования). Все же столь различные целевые установки неизбежно ведут и к методологическим, и к организационно-исследовательским различиям, которыми нельзя пренебрегать.

В технических разработках более ценятся прочность, надежность, стандартизация и рутинизация, чувствительность, быстрота и эффективность, чем теоретическая глубина, точность, истинность и рискованные нововведения, служащие теоретическому прогрессу в науке. Практическое применение теории к тому же не является для нее проверочным тестом. Практическое техническое испытание сложной конструкции - прототипа без возможности полной изоляции переменных - не является научно-экспериментальным подтверждением теории, тем более что в технологических разработках часто для трактовки сложного феномена должны привлекаться многие логически не интегрированные разнообразные теории, взаимная игра которых затем контролируется каждый раз находящимися с ними в определенном соответствии простыми практическими правилами и личным экспертным опытом. В технических разработках преимущественно исследуется не реальность, а в соответствии с проектами, целевыми установками и условиями естественных законов создаются новые артефакты. «В то время, как наука занята тем, что есть, технология (техника) направлена на то, что должно быть», - так кратко выражает Г. Сколимовски различие в акцентах, которые ставятся в науке и технике.

Ф. Рапп заостряет внимание на методологических различиях между техникой и естественной наукой, когда говорит о «проективно-прагматическом методе» в технике в противоположность «гипотетико-дедуктивному методу» естествознания. Он подчеркивает, нисколько не пренебрегая становящимися более тесными взаимоотношениями технического и естественнонаучного развития, что «онаучивание техники», идет рука об руку с технизацией естествознания. Цель достижения эффективности при создании определенных материальных артефактов становится условием создания иного метода, чем поиск чистой истины учеными. Тем более, что на технические разработки и особенно инновации оказывают влияние еще и экономические, эстетические и другие точки зрения.

Техника не является также даже технической наукой, на что обратил внимание, например, Г. Румпф. Пусть трудности из-за того, что в английском термине «technology» содержатся оба эти понятия, и являются отчасти причиной слишком сильно унифицированных высказываний о технике, все же во всем том, что делается в технике, да и в самих научно-технических разработках присутствует не только одно лишь инженерно-конструкторское проектирование машиностроительного типа. Помимо того, что выражения «техника» и «техническая наука» традиционно вызывают ассоциации с машинной и строительной техникой, существуют и другие виды инженерной деятельности, например химическая технология, которая в своей исследовательской и проектной практике ориентируется на иного рода правила и методы.

Необходимо отметить, что так же не существует и единой технической науки в смысле унифицированной технической теории, включающей в себя все имеющиеся и мыслимые технологические правила. Абстрактное противопоставление «естественнонаучного» и «технического» (или «технологического») методов едва ли дает больше, чем первоначальную наиболее грубую ориентацию в данном предмете.

Безымянные изобретатели каменных орудий, колеса, лука и стрел первобытной эпохи, строители величественных сооружений древности, ремесленники и ученые средневековья, творцы первых рабочих машин периода промышленной революции, деятели науки и техники прошлого и особенно настоящего столетия с его стремительным научно-техническим прогрессом кропотливо и напряженно изучали явления и законы природы, формулируя их на языке причудливых теорий и концепций, и на их основе создавали все новые и новые технические средства.

Необходимо отметить, что так же не существует и единой технической науки в смысле унифицированной технической теории, включающей в себя все имеющиеся и мыслимые технологические правила.

В китайской науке было получено много замечательных результатов. В области математики - десятичные дроби и пустая позиция для обозначения нуля; к началу XIV века так называемый треугольник Паскаля (XVII в.) считался старинным способом решения уравнений; то, что известно как подвес Кардана (XIV в.), в действительности должно быть названо подвесом Дин Хуаня (II в.). В Китае при династии Тан (VII - X в.в.) были изобретены механические часы. Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Высокого уровня развития у арабов достигла химия и медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину.

Таким образом, рушатся многочисленные мифы, когда мы находим истинные истоки многих привычных для нас вещей. Следует помнить, что современный мир - это сплав восточных и западных культурных пластов. Значительный вклад в сокровищницу науки и техники внесла арабо-мусульманская средневековая культура, во много раз превосходившая тогдашнюю европейскую культуру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: