Задание № 3. Фразеологические средства языка

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Положив руку на сердце, хочу сказать. 2. Тесть попался на дешевую удочку рекламы. 3. Нечего биться головой об лед.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род аббревиатур и составьте с ними словосочетания.

УВД, МХАТ, ГЭС, СНГ, ЖСК, ООН.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Носки, армяне, войска, копья, погоны, клипсы, консервы.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

Более (4,5 тысяч) горожан, расходы выросли до (12,5 триллионов рублей), к (25 декабря), с результатом (125,55 балла).

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Удивляться (способность), отчитаться (работа), примириться (недостатки), убедиться (правота), вовлечь (работа).

 

2. Исправьте ошибки в данных предложениях с деепричастными оборотами. 

1. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. 2. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ. 3. Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры. 4. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл. 5. Мне понравился второй день экскурсии, приехав во Владимир.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

1. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Море огромное лениво вздыхающ… у берега уснуло и (не)подвижно (в) дали облит… голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое оно сл…лось там с син…м южн…м небом и крепко спит отр…жая в себе прозрачную ткань пер…стых обл…ков (не)подвижных и (не)скрывающ…х собой золотых узоров звезд. Горы поросш… деревьями уродл…во изгнутыми норд-остом ре…кими взмахами подняли вершины в син…ю пустыню над ними суровые контуры округлились одетые теплой и ласковой мглой южной ноч….

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 6

. Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Недвижимость, намерение, квартал, донельзя, гладильный.

 

2. Вставьте, если это нужно, пропущенные буквы.

Дико…браз, болагослов…ение, конста…тировать, аге…ство, э…скорт. 

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Альянс, юрисдикция, эмбарго, демагогический, абсорбция.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 2. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Будний – будничный, выборный – выборочный, демократический – демократичный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером. 2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. Еще недавно ему пели фимиамы.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания с данными словами, используя в качестве определения прилагательное.

Барбекю, дефиле, меню, Миссисипи, секьюрити, телешоу.

 

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бурят, башкир, баклажан, гренадер, ботинок, сапог, мандарин, рентген.

 

3. Напишите цифры прописью в данных сочетаниях. 

2 ученика, 2 учеников, 3 студентов, 3 студентки, 3 суток, 4 ножниц.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Ругать (беспечность), информировать (ход выполнения задания), любовь (Родина), благодаря (помощь), ориентироваться (мир книг).

 

2. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами.

1. Девочка, которая исполняет танец, учится в балетной школе. 2. Врач, который лечил меня, давно стал известным специалистом. 3. Мальчик, который катается на коньках, мой хороший друг. 4. Мать, которая катала ребенка, очень удивилась нашему появлению.

3. Найдите речевые и стилистические ошибки, исправьте предложения.

1. Онегин и Ленский – две ветви старого пня. 2. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. 3. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. 4. В магазин завезли импортные моющие обои. 5. Я предъявил оплоченный чек.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 7

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Августовский, зубчатый, флейтовый, тигровый, гербовый, юродивый, украинский.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Беспорядочный, будничный, кирпичный, горничная, нарочно, троечница, молочный.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм, легитимный, котироваться, копирайт, лоббизм.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 2. После первого дебюта актриса стала сниматься за границей. 3. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

 

3. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

Длинный – длительный (протяжённый, долговременный); запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); комический – комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый); удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: