Задание № 2. Лексические нормы

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Интеллект, девальвация, бизнес, вексель, продюсер.

 

2. Устраните речевую недостаточность.

1. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машинке одеть в теплые варежки всю семью. 2. Касса получает за товары ясельного возраста. 3. Если взглянуть с птичьего полета, то дома покажутся островками.

 

3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Понятный – понятливый, высотный – высокий, удачный – удачливый, одеть – надеть, болотный – болотистый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.     2. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 3. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Колесо Фортуны. 2. Свирепый, как Цербер. 3. Яблоко раздора.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Горячий) консоме, (престижный) МГИМО, (футбольный) команда-финалист, (рыжий) динго, (молодой) крупье.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Абрикос, ананас, апельсин, баклажан, яблоко.

 

3. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря) – инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска). 5. На стене висели (образы – образа).

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Читать (интерес), написано (ум), привлечь (искренность), очарован (величие), влюбленный (княжна).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Он уселся на скамью, которая стояла в конце бульвара. 2. Приказчик снял кнут, который висел у него на плече. 3. В зале сидели ученики, которые не принимали участия в концерте.  

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

1. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Анну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая стройная похожая на робкую пятнадцатилетн… девочку она (не, ни) на шаг не отходила от мужа молодого поэта Н.С. Гумилева который тогда (же) при первом зн…комстве назвал ее своей учениц…й. То были годы ее первых стихов и (не)обыкнове…ых (не)ожида(н, нн)о шумных триумфов. Прошло два-три года и в ее глазах и в осанк… и в обращен… с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость не надменность не заносчивость а именно величавость «царственная» монументально важная поступь (не)рушимое чувство ув…жения к себе к совей высокой писательской миссии.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 22

 

  Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Истекший, небо, компас, мизерный, феномен.

 

2. Как произносится (твердо или мягко) согласный звук перед буквой Е?

Сессия, стена, фанера, шинель, экстерн.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Декада, протекция, стагнация, эксперт, интервал.

 

2. Устраните речевую недостаточность.

1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 3. За ошибки и недостатки председатель артели заслуживает взыскания.

 

3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Бережный – бережливый, тяготится – тяготеет, обидный – обидчивый, хозяйский – хозяйственный, соседский – соседний.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. За давностью лет у нас сложился дружеский коллектив. 2. «Ботинки, - учил нас воспитатель, - нужно чистить с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову». 3. Посетитель так и ушел несолоно похлебавши.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Из мухи делать слона. 2. Лукуллов пир. 3. Кануть в Лету.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Авеню, салями, пенальти, фиаско, мацони.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Пригоршня, кухня, шпроты, ясли, тихоня.

 

3. От данных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы сравнительной степени. Расставьте ударения.

Круглый, полный, годный, смешной, тяжелый, четкий, ясный.  

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Приплыть (берег), восхищение (подвиг), страдать (разлука), коснуться (вопрос), препятствовать (движение).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, прочитал курс лекций. 2. События, которые были описаны в этом рассказе, произошли в действительности. 3. Я читаю книгу, которую взял у товарища.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Певцы были готовы. Они еще (не)много помолчали настра…вая дыхание еще т…сней спл…тились пл…чами и тут стало совсем тихо зал точно опустел до того всем было интересно что же смогут эти десятеро… И вот по ки…ку стоящего справ(а, о) третьим от края вид…мо в…дущего в гру(п, пп)е они запели. И голоса взл…тели…

 

Над ш…рокой водной р…вниной встают и торжестве…о с…яют высокие горы. Пор…внявшись с низ….нькой дверью ост…новился в раздумь…. П…карня пом…щалась в подвале ее три окна были ниже ур…вня земли. (Не)береч… пор…сли – (не)видать и дерева.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 23

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: