Задание № 1. Орфоэпические нормы

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Донельзя, втридорога, асимметрия, наотмашь, феномен.

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Никч…мный, ж…лоб, ж…ноненавистник, иноплем…нный, побас…нка.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.

 

3. Составьте словосочетания.

Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 2. Задержка транспорта здорово потратила нам нервы. 3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Восьмое чудо света. 2. Титанический труд. 3. Сжечь за собой корабли.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Идеальный) мачо, (бдительный) ФБР, (старинный) монастырь-крепость, (вкусный) рагу, (пожилой) фрау.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Георгин, место, рельс, клипсы, носки.

 

3.Раскройте скобки. Выберите нужную форму существительного и обоснуйте свой выбор.

1. Было куплено по семисот (грамм, граммов) (сыра, сыру; сахарного песка, песку), пачка (чая, чаю) и по два килограмма (помидор, помидоров; баклажан, баклажанов). 2. Когда я вышел из леса, то увидел, что на поляне в (снегу, снеге) образовались проталины. 3. (Шума, шуму) наделал он много. 4. Как хорошо в (лесу, лесе) весной, когда все деревья в (цвете, цвету). 5. Самолет приземлился в (аэропорту, аэропорте).

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Потребность (деятельность), верить (правота), интересоваться (искусство), вопреки (угроза), полон (бодрость).

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

 1. У нас невольно возникают воспоминания о нашем медовом месяце, глядя на молодоженов. 2. Часть книг раскуплены сразу после издания. 3. Наконец пришло письмо, сообщавшее о приезде давнего друга и которого я так ждала.  

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 24

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Делегировать, премировать, блокировать, пиццерия, договор.

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Подставить щ…ку, не ров…н час, оп…ка, ист…кший кровью, ж…лоб.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Выберите существительные, образующие сочетания с глаголами НЕСТИ (ПОНЕСТИ), НОСИТЬ.

Жертвы, звание, нагрузка, имя, наказание, обязанности, название, урок, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы, поражение, потери, расходы, убыток, угроза, характер, утрата, ущерб.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 2. По сведениям из осведомленных источников ожидается приезд делегации. 3. Намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

 

3. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный), опасный – опасливый (рискованный, осторожный), скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный), явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).  

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Войска неприятеля потерпели огромные потери в сражении. 2. «Белая ворона» – так называют иногда человека совестливого, не равнодушного к тому, что плохо лежит. 3. Результаты эксперимента превзошли наши ожидания: практически погибла большая часть подопытных кроликов.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Оседлать Пегаса. 2. Пиррова победа. 3. Колесо Фортуны.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Прикубанский) РОНО, новый (плащ-палатка), (храбрый) шевалье, (громкий) сопрано, (экстренный) коммюнике.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цыган, рекрут, габарит, карат.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

7 щенков, 2 суток, 8 человек, с 675 рублями.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Страдать (разлука), касаться (стол), тормозить (движение), ругать (беспечность), сочувствовать (пострадавший).

 

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником этих давних событий. 2. Благодаря удачному освещению актриса выглядела еще более моложе, чем в жизни. 3. Она долго рассуждала, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: