Задание № 3. Фразеологические средства языка

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 2. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции матерым зубром. 3. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа наша требовала все большего напряжения.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Нить Ариадны. 2. Ахиллесова пята. 3. Авгиевы конюшни.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Старинный) рояль, (соленый) иваси, (красивый) какаду, (новый) табель, (черный) гуашь.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Колени, армянин, побережье, сумерки, грамм.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) от 743, 2) к 598, 3) о 274, 4) перед 137.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Пребывание (граница), обезображенный (ожог), программа (лицей), читать (подлинник), привлечь (искренность).

 

1. Замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами.

1. Когда Кутузов возвратился со смотра, он прошел в свой кабинет. 2. Когда отец сделал несколько кругов, он снял ногу с педали станка. 3. После того как князь Андрей увидел несостоятельность требования отца, он начал излагать свой план.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Все смолкло. Одни кузнечики (в)запуски тр…щали сильнее. Из земли подн…лись белые пары и разос…лались по лугу и по реке. Река то(же) пр…смирела (не)много пог…дя и в ней вдруг кто(то) плес…нул еще в последний и она стала (не)подвижна. Запахло сыростью. Стан…вилось все темнее и темнее. Деревья сгру(п, пп)ировались в каких(то) чудовищ…. В лесу стало страшно то кто(то) вдруг заскрип…т точно одно из чудовищ… переход…т со своего места на другое и сухой суч…к кажет…ся хрустит под его ногой.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 18

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Кремень, древко, заговор, доска, гофрировать.

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Жити…, побас…нка, рем…нный, остри…, бл…клый.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Нувориш, рейтинг, рэкет, фиаско, стагнация.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Патриот своей Родины. 2. Памятный сувенир. 3. Огромная махина.   4. Народный фольклор. 5. Автобиография жизни. 6. Свободная вакансия.

 

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Освоить – усвоить, хозяйский – хозяйственный, техничный – технический, представить – предоставить, тактичный – тактический.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 2. На следующий день команды «Гранит» не стало: она рассыпалась как мыльный пузырь. 3. Вначале наш герой живет как кот в масле в этом доме.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Этакий Голиаф. 2. Вылитый Плюшкин. 3. Троянский конь.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Огромный) мозоль, (нарядный) кимоно, (синий) гуашь, (широкий) авеню, (круглый) сирота.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цыган, верблюжонок, ущелье, потемки, килограмм.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) об 1394, 2) к 347, 30 от 458, 4) с 835.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Тосковать (вы), не пропущенный (цензура), читать (подлинник), очарован (пейзаж), борьба (саранча).

 

1. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. С самолета уже виден был город, который окутан серой дымкой. 2. Я читаю книгу, которую взял у товарища, который живет по соседству. 3. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались многие, прочитал ряд лекций.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

После (не)продолжительного отдыха мы сели в лодку и поплыли дальше. (Кое)где розовел туман и теневые склоны гор покрылись мягкими светло(фиолетовыми) т…нами. Около железнод…рожного м…ста куда мы прибыли (во)время горы конч…лись. Я вышел из лодки и поднялся на сопку расп…ложе(н, нн)ую (в)близи нас что(бы) в последний раз отсюда (с)сверху осмотре(ть, т)ся (во) все стороны. Красивая п…норама разв…рнулась перед моими глазами (с)зади на востоке т…пелились горы на юге были п…логие холмы поросшие листве(н, нн)ым редколесьем на севере (на)сколько хв…тало глаз ра(с, сс)т…лалось низме(н, нн)ое пространство бе…конечное однообразное покрытое травой. 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 19

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Холеный, трубопровод, приданое, каталог, петля.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Веснушчатый, нарочно, потому что, нечто, скучно.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм, юрисдикция, стагнация, имидж, ностальгия.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 3. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели.

 

3. С каждым из синонимов составьте словосочетание.

Единый – один, истинный – настоящий – подлинный – заправский, исправить – устранить, обосновать – доказать, осуществить – выполнить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: