1. Общие вопросы истории специальной психологии и коррекционной педагогики.
2. Предмет, задачи и методологические основы.
3. История развития специальной педагогики в древности и до настоящего времени (периодизация эволюции отношения общества к лицам с ОВЗ по Н.Н. Малофееву).
4. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.
5. Второй период эволюции: от сознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.
6. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования.
7. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования.
|
|
8. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции.
9. Специальное образование в Европе: исторический экскурс.
Модуль 2
Темы для собеседования
10. Общие вопросы истории специальной психологии и коррекционной педагогики.
11. Предмет, задачи и методологические основы.
12. История развития специальной педагогики в древности и до настоящего времени (периодизация эволюции отношения общества к лицам с ОВЗ по Н.Н. Малофееву).
13. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.
14. Второй период эволюции: от сознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.
15. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования.
16. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования.
17. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции.
18. Специальное образование в Европе: исторический экскурс.
19. Анализ двух взаимосвязанных процессов: эволюции отношения общества и государства к детям с ограниченными возможностями и формирования национальных систем специального образования в разных странах Европы от глубокой Античности до наших дней: (отношение к инвалидам в дохристианском мире; развитие христианского милосердия на европейском континенте; деятельная благотворительность; попытки индивидуального обучения слепых).
|
|
20. Первые специальные учебные заведения; картина специального образования в Европе; развитие и дифференциация систем специального образования. Открытое общество – открытая образовательная система.
21. Билингвистическая система обучения глухих как реализация права меньшинства на собственный язык и культуру.
22. Специальное образование в России:эволюция развития отношения наших соотечественников к детям с физическими и умственными недостатками и тесно связанная с ней история возникновения и развития практики специального образования в России с X в. до 1917 г. Общие закономерности и национальные особенности в организации призрения и обучения нуждающихся в этом детей.
23. Деятельность известных ученых, внесших большой вклад в образование особых детей:Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик Эскироль. Иоганн Генрих Песталоцци. Жан Итар.Д.Бурневиль, Б.Морель, Э.Крепелин, С.С.Корсаков, Б.В. Сербский, А.Н. Бернштейн, Г.И. Россолимо, Я.Н. Трошин. А. Бине, Т. Симон.
24. Деятельность русских ученых 19-20 вв. Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Г.Я.Трошин, А.Н. Грабов, А.Ф. Лазурский. Л.С. Выготский. 1926 год.
25. Деятельность отечественных ученых в 60-70 гг.: Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, А.Д. Власова, А.Д. Гонеев.
Темы для рефератов
1. Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 90-х годах 20 века за рубежом.
2. Воспитание и обучение умственно отсталых в Германии, Англии, США в четвертом эволюционном периоде.
3. Советская вспомогательная школа и олигофренопедагогика.
4. Альтернативные подходы к обучению детей с нарушением слуха за рубежом.
5. Совершенство и дифференциации национальных систем образования по вертикали и горизонтали за рубежом.
Контроль по Модулю 2
Темы для выступления на коллоквиуме
1. Лица с ограниченными возможностями в средневековье (VI-XVI вв.)
2. Люди с нарушениями развития в Древнерусском государстве.
3. Педагогические идеи воспитания детей с нарушениями развития (XIII - XVI вв.).
4. Научные подходы к обучению глухих в XVII в.
5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями за рубежом.
6. Перспективы развития специального образования детей с нарушениями интеллекта.
7. Причины, вызывающие нарушения интеллекта у детей.
8. Интегрированное обучение детей с нарушенным интеллектом в России.
9. Интегрированное обучение детей с нарушенным интеллектом за рубежом.
Модуль 3
Темы для собеседования
1. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности
2. История становления организации и методов отбора в дошкольные и школьные коррекционно-образовательные учреждения.
3. Отечественный и зарубежный опыт комплектования коррекционных образовательных учреждений.
4. Современная теория и практика выявления детей с проблемами в развитии и комплектования коррекционных образовательных учреждений в России.
5. Нормативно-правовые основы комплектования коррекционных образовательных учреждений.
Темы для рефератов
1. Краткая характеристика основных теоретических положений, разработанных Л.С. Выготским в специальной психологии и педагогике.
2. Значение книги Л.С. Выготского «Слепой ребенок».
3. Возникновение и развитие дифференцированной системы обучения слепых и слабовидящих в СССР.
4. Основные положения теории «Сверх компенсации» и ее влияние на разработку частных методик обучения детей с нарушением зрения.
|
|
5. Разработка содержания и методов работы с поздноослепшими.
6. Научно-педагогическая деятельность Б. И. Коваленко.
Контроль по Модулю 3
Коллоквиум
1История зарубежной сурдопедагогики и сурдопсихологии.
6. История сурдопедагогики и сурдопсихологии в России.
7. История зарубежной тифлопедагогики и тифлопсихологии.
8. История тифлопедагогики тифлопсихологии в России.
9. Представления о церковной благотворительности на Руси. Содействие, которое она оказала на развитие специального образования.
10. Понятие светской благотворительности, исторические события в жизни России, с которыми она была связана.
3.2. Оценочные средства промежуточной аттестации