Модуль | Содержание материала выносимого на самостоятельное изучение | Виды самостоятельной работы |
1. | 1. Современная билингвистическая система обучения неслышащих в Западной Европе. 2.Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 90-х годах 20 века за рубежом. 3.Современные научные подходы к образованию детей с отклонениями в развитии (конец 20 –начало 21 вв.). | Подготовка к собеседованиям Подготовка рефератов |
2. | История тифлопсихологии и тифлопедагогики 1. Периодизация в истории тифлопедагогики. 2. Положение слепых в рабовладельческом обществе (до V в.). 3. Положение слепых в феодальном обществе (конец V в. - XIII в.) 4. Зарождение и распространение идей обучения слепых в эпоху Возрождения (XIV - XVII в.). 5. Философское и психологическое обоснование идей обучения слепых в трудах французских просветителей (XVIII в.). 6. Социально-экономические предпосылки и условия развития практики обучения слепых в Западной Европе и США (конец XVIII - 70-е гг. XIX в.). 7. Научно-педагогическая деятельность В. Гаюи. 8. Вклад И. Клейна в разработку теории наглядного обучения слепых. 9. Особенности возникновения и развития системы обучения слепых в Англии. Вклад Г.Армитеджа и В. Муна в развитие образования слепых в Англии. 10. Развитие системы обучения слепых в США. С. Гоу – основоположник опыта обучения слепоглухих. 11. Ведущие тифлопедагогические теории конца XIX в. и их влияние на развитие практики обучения слепых (Французская теория). 12. Ведущие тифлопедагогические теории конца XIX в. и их влияние на развитие практики обучения слепых (Немецкая теория). 13. Разработка наглядных методов обучения в немецкой тифлопедагогике второго периода. Научно-педагогическая деятельность С.Геллера. 14. Вклад французских тифлопедагогов П. Виллея и М. Сизерана в разработку теории обучения и воспитания слепых. 15. Дифференциация системы обучения детей и подростков с нарушением зрения во втором периоде развития тифлопедагогики. 16. Международные и национальные съезды зарубежных тифлопедагогов, их вклад в развитие теории и практики обучения слепых. 17. Социально-экономическое положение слепых в Российском государстве (Х- XVIII века). 18. В. Гаюи - организатор первого учебного заведения для слепых в России. 19. Роль Мариинского попечительства о слепых в распространении тифлопедагогических знаний и развитии системы обучения слепых. 20. Характеристика содержания и методики обучения слепых в России в период с конца XIX до начала XX века. 21. Тенденции в развитии отечественной тифлопедагогики в конце XIX века. 22. Мероприятия в области общественного положения и просвещения слепых в первые годы становления советского государства. 23. Второй съезд СЛОН и его значение в становлении отечественной дефектологии. 24. Краткая характеристика основных теоретических положений, разработанных Л.С. Выготским в специальной психологии и педагогике. 25. Значение книги Л.С. Выготского «Слепой ребенок». 26. Возникновение и развитие дифференцированной системы обучения слепых и слабовидящих в СССР. 27. Основные положения теории «Сверх компенсации» и ее влияние на разработку частных методик обучения детей с нарушением зрения. 28. Разработка содержания и методов работы с поздноослепшими. 29. Научно-педагогическая деятельность Б. И. Коваленко. 30. Организация обучения слепоглухих в России. 31. Анализ приоритетных направлений развития отечественной тифлопедагогики в 50-х гг. XX в. 32. Научно-педагогическая деятельность М.И. Земцовой. 33. Значение книги М.И. Земцовой «Пути компенсации слепоты» в преодолении ошибок в теории и практике обучения и воспитания слепых. 34. Научно-педагогическая деятельность Ю.А. Кулагина. 35. Вклад Р.С.Муратова в развитие теории и практики обучения слепых. 36. Л.Брайль - создатель рельефно-точечного шрифта. 37. Критерии периодизации в истории развития всемирной тифлопедагогики. 38. Особенности опыта обучения незрячих в США, Европе в конце 70-х годов 19 века. | Подготовка презентаций Подготовка к коллоквиуму |
3. | История становления организации и методов отбора в дошкольные и школьные коррекционно-образовательные учреждения. Отечественный и зарубежный опыт комплектования коррекционных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью. 1. У каких категорий детей состояния психического развития сходны с умственной отсталостью? 2. Почему дети со сходными с умственной отсталостью состояниями психического развития и со сложными или сочетанными дефектами не могут быть рекомендованы для обучения в коррекционной школе VIII вида? 3. Определите задачи работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). | Подготовка к тестированию Подготовка рефератов |
Интерактивные формы образовательных технологий
|
|
|
|
В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся
Модуль | Виды учебных занятий | Образовательные технологии | Количество часов |
1. | Тема 3 | Занятие с использованием мультимедиа | 2 |
2. | Тема 1;3 | Коллоквиум | 2 |
3. | Тема 1; 2 | Занятие с использованием мультимедиа | 2 |
4. | Тема 2 | Занятие с использованием мультимедиа | 2 |
Оценка деятельности студента при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины представлен в приложении.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Печатные издания
1. История олигофренопедагогики [Текст]: учебно- метод. пособие / ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского; сост. Е. А. Шкатова. - Чита: [б. и.], 2010. - 45 с.
2. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 320 с.: ил. - ISBN 978-5-09-017192-2: 200 р.
3. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: в 2-х ч.: учеб.пособие для студентов пед. вузов. Ч. I / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. - ISBN 978-5-09-023505-1
Издания из ЭБС
1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 264 с.
|
|
2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для СПО / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 147 с.
3. Медико-биологические основы дефектологии: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 291 с.
Дополнительная литература
Печатные издания
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учебник для педагогических вузов. М., 2005. 571 с.
2. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Академия, 2001.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие. М.: Академия, 2002.
4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: книга для учителя. – М., 1988.
6.6.2.Издания из ЭБС
1.Специальная психология. В 2 т. Т.1: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с. http://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1
2.Специальная психология. В 2 т. Т.2: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с. http://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1
3.Введение в специальную психологию [Электронный ресурс]: учеб.пособие / З.В. Поливара. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 272 с.