Форма обучения: заочная

Модуль Содержание лекционных занятий
1   Раздел 1. Общие теоретические вопросы психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями развития на современном этапе. 1. Основные понятия, термины коррекционной педагогики и специальной психологии Параллельная терминология («дефектология», «педология», специальная психология, коррекционная педагогика и т.д). Роль педологии в формировании системного видения ребенка. Вклад Л.С. Выготского и врачей-психиатров И.В. Маляревского, А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо в развитие науки. Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» 1936 г., его влияние на развитие науки. Защита научного направления И. И. Данюшевским, А. И. Дьячковым, Т. А. Власовой. Закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной психологии и коррекционной педагогики. Термины, нецелесообразные в условиях современной гуманистической парадигмы специальной психологии и коррекционной педагогики. Систематика и статистика специальной психологии и коррекционной педагогики.Основание педагогической классификации ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии. Статистика нарушений развития (международные общественные организации ЮНЕСКО, ВОЗ; статистический учет отдельных стран). Распространенность отдельных нарушений развития. Учет нарушений в развитии в сфере образования (специальное дошкольное воспитание, школьное обучение, обучение на дому в РФ. Половозрастная структура нарушений развития. Современная структурная организация специальной педагогики, основные пути ее развития.
2   Раздел 2. История становления и развития учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. 1. Общие вопросы истории специальной психологии и коррекционной педагогики. Предмет, задачи и методологические основы. История развития специальной педагогики в древности и до настоящего времени (периодизация эволюции отношения общества к лицам с ОВЗ по Н.Н. Малофееву). Первый период эволюции:от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Второй период эволюции: от сознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции. Специальное образование в Европе: исторический экскурс. Анализ двух взаимосвязанных процессов: эволюции отношения общества и государства к детям с ограниченными возможностями и формирования национальных систем специального образования в разных странах Европы от глубокой Античности до наших дней: (отношение к инвалидам в дохристианском мире; развитие христианского милосердия на европейском континенте; деятельная благотворительность; попытки индивидуального обучения слепых). Первые специальные учебные заведения; картина специального образования в Европе; развитие и дифференциация систем специального образования. Открытое общество – открытая образовательная система. Билингвистическая система обучения глухих как реализация права меньшинства на собственный язык и культуру. Специальное образование в России: эволюция развития отношения наших соотечественников к детям с физическими и умственными недостатками и тесно связанная с ней история возникновения и развития практики специального образования в России с X в. до 1917 г. Общие закономерности и национальные особенности в организации призрения и обучения нуждающихся в этом детей. Деятельность известных ученых, внесших большой вклад в образование особых детей: Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик Эскироль. Иоганн Генрих Песталоцци. Жан Итар. Д.Бурневиль, Б.Морель, Э.Крепелин, С.С.Корсаков, Б.В. Сербский, А.Н. Бернштейн, Г.И. Россолимо, Я.Н. Трошин. А. Бине, Т. Симон. 1.2.4. Деятельность русских ученых 19-20 вв. Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Г.Я.Трошин, А.Н. Грабов, А.Ф. Лазурский. Л.С. Выготский. 1926 год. 12.4. Деятельность отечественных ученых в 60-70 гг.: Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, А.Д. Власова, А.Д. Гонеев.
3 Раздел 3. Комплектование коррекционных образовательных учреждений. 1.Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности История становления организации и методов отбора в дошкольные и школьные коррекционно-образовательные учреждения. Отечественный и зарубежный опыт комплектования коррекционных образовательных учреждений. Современная теория и практика выявления детей с проблемами в развитии и комплектования коррекционных образовательных учреждений в России. Нормативно-правовые основы комплектования коррекционных образовательных учреждений.  

Практические занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: