Компетентность и квалифицированность

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовывать их в работе.

 

Компетентность предполагает наличие у человека внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.

Компетенция (от лат. competere соответствовать, подходить ) включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (Википедия)

Компетенция (от лат.competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) - короткое поведенческое описание того, что именно делают люди для качественного выполнения определенной работы. Например, компетенции «умение убеждать» или «навыки ведения переговоров» являются индикаторами эффективности в продажах.

Компетенция - поведенческий стандарт эффективного выполнения (той или иной) работы.

Компетенции могут описывать как индивидуально-личностные характеристики (например, компетенция "стрессоустойчивость", "склонность к командной работе", "креативность" и др.), так и навыки (например, компетенция "умение вести переговоры" или "составлять бизнес-план").

 

 

ОПИСАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ ОПИСАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, НАВЫКИ, ЗНАНИЯ И ОПЫТ, ЧЕГО УГОДНО ПРО ЛИЧНОСТЬ, НО:

· описание д.б. быть строго поведенческое - то, что можно непосредственно увидеть.

· описание д.б. конкретное, на основе чего можно определенно оценить уровень компетенции

· формулировки должны давать безусловно позитивную оценку практически вне зависимости от контекста (конкретных бизнес-задач или корпоративного стиля организации).

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Компетенции (в англ. языке competency) относятся к индивидуумуи проявляются в контексте различных типов поведения (то есть термин относится к поведенческим областям).

Компетентность (в англ. языке competence) относится к работе как таковойикоррелируется со сложностью самого задания и результатами работы. (то есть относится к функциональным областям). Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

БЛИЗКИЕ ПОНЯТИЯ

Модель компетенцийсистема требований к работнику, основанная на полном определении работы или работ в терминах поведения.

Профиль должностиэто описание компетенций, опыта, а также анкетных данных, необходимых для выполнения данной работы в данной организации.

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

· Бытовые

· Профессиональные

· Гражданские

 

Учебно-познавательная компетенцияэто совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенцияэто способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенцияэто владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.И мн. др.

По мнению Л.М. Митиной, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности (Митина Л.М., 2005). В со­ответствии с данным определением в структуре компе­тентности выделяется три подструктуры:

деятельностная (знания, умения, навыки и спо­собы осуществления профессиональной деятельно­сти);

коммуникативная (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения);

личностная.

 

Применительно же к психологической компетентности, которая заключается в умении изучать другого человека, и аутопсихологической компетентности (умение изучать себя) более удобным и целесообразным, с нашей точки зрения, является выделение иных подструктур:

 

•   личной (знания, умения, навыки и способы достижения личного успеха);

•   профессиональной (знания, умения, навыки и способы достижения профессионального успеха).

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow