Направление подготовки 37.03.01 Психология

По направлению подготовки 37.03.01 Психология предусмотрена одна курсовая работа, за весь период обучения. Поэтому объем курсовой работы должен быть не менее 40 страниц основного текста. Основной текст – это количество страниц работы без первых двух страниц и без приложений.

Курсовая работа по психологии может быть реферативной или исследовательской.

В первом случае работа имеет теоретический характер и пишется на основе анализа и обобщения литературных источников: монографий, статей, методических рекомендаций и т.п. Обучающийся должен взять из литературы основной материал, который касается изучаемой проблемы, дать оценку изученным работам, высказать свою точку зрения, связно, грамотно и логично обосновать выбранную тему, сделать научные или методические выводы.

Во втором случае, когда работа имеет исследовательский характер, обучающийся обрабатывает как научно-методическую литературу, так и свои наблюдения и факты, результаты эксперимента, если он проводился. Курсовая работа такого типа должна иметь теоретическую часть 30-40% общего объёма, анализ и обобщение научных данных и выводы. Теоретические положения научной работы следует подтверждать фактами и примерами [5, с.8].

Тема курсовой работы может быть продолжена в выпускной квалификационной работе. Обучающимся заочной формы обучения рекомендуется выбирать тему, связанную со сферой их деятельности.

Структура введения (объем введения от 3 до 5 страниц).

Актуальность. Почему необходимо исследование этой проблемы? Для доказательства можно использовать данные современных статистических и психологических исследований.

Уровень изученности данной проблемы в психологии. Перечислить исследователей, которые занимались проблемой, что именно изучали, в том числе работы современных ученых.

Проблема (противоречие, недостаточно исследований в данной области).

Формулировка темы своей курсовой работы (Таким образом, тема нашей работы «Профессиональное самоопределение старшеклассников»).

Объект исследования это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом теоретического или практического исследования. Объектом психологического исследования может быть: учебная деятельность, деятельность учителей, воспитателей, педагогов, психологов, сотрудников социальных и психологических центров, психолого–педагогические отношения между объектом и субъектом обучения и воспитания, личностью и коллективом; психологические особенности организации управления учебно–воспитательным процессом (психологический аспект), познавательной деятельностью учащихся и т.п. [5, с. 27].

Предмет исследования это то, что исследуется в границах объекта, отдельные стороны, свойства, качества объекта, который исследуется с определённой целью. Предметом исследования может быть содержание, формы, методы организации и поведения психодиагностической и психокоррекционной деятельности; деятельность учителя, воспитателя, педагога, психолога, ученика, студента; пути улучшения учебно–воспитательного процесса; психологические взаимоотношения между коллективом и личностью, учителем и учениками, между семьей и школой и т.п. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования выступает общей сферой поиска, а предмет – то конкретное, что выявляется. Один и тот же объект может исследоваться в разных аспектах. Предмет – более узкое понятие, нежели объект, он часть, сторона, элемент объекта. Если объектом выступает процесс психокоррекции, то предметом могут быть методы, формы, содержание, условия и т.п. [5, с. 27-28].

Цель исследования это конечный результат, который должен получить исследователь в научно–исследовательской деятельности.

Например, тема курсовой работы реферативного характера «Профессиональное самоопределение старшеклассников», тогда цель работы: теоретический анализ социально-психологических факторов профессионального самоопределения старшеклассников.

Например, тема курсовой работы исследовательского характера «Возрастные особенности профессионального самоопределения школьников», тогда цель работы: теоретический анализ и эмпирическое исследование возрастных особенностей профессионального самоопределения школьников.

Цель исследования подразделяется на конкретные задачи.

Задачи исследования конкретизация цели. Задачи должны соответствовать содержанию работы. Задачи формулируются в форме перечисления (проанализировать, изучить…, обобщить..., выявить..., рассмотреть..., раскрыть..., установить…, выяснить…, разработать..., и т.п.).

Выделяются задачи, ориентированные на:

- определение этапов научного поиска;

- определение внутренней структуры объекта исследования;

- обоснование системы способов, необходимых для решения научной проблемы;

- изучение практики решения данной проблемы, причин, недостатков и трудностей в ее решении;

- экспериментальная проверка предлагаемой системы способов, необходимых для решения научной проблемы;

- разработка рекомендаций для практического использования результатов исследования [5, с. 30].

Методика исследования это совокупность способов, методов, приемов, условий, система логичного процесса достижения требуемого результата. Данная система включает весь процесс получения научного результата, его отдельных звеньев и в целом определяет программу достижения, решения его конкретных задач [5, с. 39].

Если курсовая работа реферативного характера, то методика исследования теоретический анализ, обобщение психологической литературы по проблеме..... (далее по теме обучающегося).

Если курсовая работа носит исследовательский характер, то методика исследования теоретический анализ научно-методической литературы, далее идет обобщение эмпирических методов, которые использовал обучающийся, например метод наблюдения, названия тестов, опросников, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.

База исследования (только для работ исследовательского характера). Например, в исследовании приняли участие 30 учеников (15 девочек и 15 мальчиков) 8 «Б» класса специализированной школы I-III ступеней № 57 г. Севастополь, 30 студентов (15 юношей и 15 девушек) Севастопольского экономико-гуманитарного института.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка литературы (... источников), приложения. В курсовой работе... рисунков,... таблиц. Общий объем работы (...стр.), основной объем работы (...стр.). 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: