Требования к содержанию курсовой работы

 

Заголовок ВВЕДЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. Во введении должны быть отражены параметры, характеризующие курсовую работу как учебно-научный труд. Объем введения составляет 2 – 3 страницы.

Элементы введения включают в себя:

1. Актуальность темы – обоснование ее выбора, необходимости научной разработки. Под актуальностью темы исследования понимается степень его важности в данный момент в конкретной социокультурной ситуации.

2. Оценка степени разработанности проблемы (состояние научной разработки темы), когда на основе анализа использованной литературы делается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты, что свидетельствует о востребованности данной работы. Работы указанных авторов должны находиться в списке использованной литературы.

3. Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Можно выделить следующие характеристики формулировки цели: краткость, предельная точность, выражение сущности изучаемого явления, его результатов. То есть, цель представляет собой модель ожидаемого результата, выражающую в смысловом отношении то основное, что намеревается сделать исследователь. При этом, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой научной работы, ее объектом и предметом. Необходимо помнить, что формулировку цели рекомендуется начинать фразами: «теоретически обосновать…», «экспериментально апробировать…», «разработать…» (маршрут, экскурсию, тур и т.п.), «создать и апробировать…» (основы, модель, методику, программу, критерии и т.п.), «выявить эффективные методы…». Некорректно при формулировании цели употребление слов «проанализировать», «исследовать», «рассмотреть», «описать» и т.п. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

4. Задачи работы (в научных работах обучающихся, как правило, 2 – 4), конкретизирующие и развивающие цель исследования. Задачи исследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Необходимо сформулировать конкретные цель и задачи, относящиеся непосредственно к теме работы. Реализация задач осуществляется в главах и параграфах, поэтому их содержание должно прямо быть связано с поставленными задачами. Цель и большинство задач должны носить исследовательский характер, лишь одна или две задачи могут предполагать выработку практических рекомендаций для решения поставленной проблемы. Первая задача, как правило, связана с выполнением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности исследуемого явления, процесса, т.е. с прогнозом развития исследуемого предмета или с разработкой практических рекомендаций. Как правило, при формулировке задач используются слова: «выявить», «изучить», «раскрыть», «определить», «предложить» и т.п. 

5. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию,которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается?

6. Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. С предметом исследования связаны цель и задачи работы. Предмет исследования отображает конкретную проблему в самой теме исследования.

7. Теоретическая база исследования – это характеристика основных подходов, теорий, идей отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, на которые опирается автор. Рекомендуется писать следующим образом: Теоретической основой научного исследования послужила теория экономического районирования, разработанная Н.Н. Баранским. В списке использованной литературы обязательно должны быть упомянуты труды данного автора.

8. Методология исследования – это совокупность операций и приемов, с помощью которых можно изучить тему курсовой работы. Данный раздел является обязательным для обучающихся 2 – 3 курса обучения. Научный руководитель консультирует обучающегося при выборе методов исследования.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

Основная часть работы включает не менее 2 разделов (включая внутреннее деление на подразделы). Ее объем не должен превышать 80% общего объема курсовой работы. Разделы подразделяются на подразделы, исходя из специфики решаемых в работе исследовательских задач. Объем подразделов – 5 – 8 листов. Несоразмерность разделов и подразделов свидетельствует о неумении автора найти и правильно скомпоновать материал. Все разделы и подразделы должны быть логически взаимосвязаны между собой, завершаться краткими выводами. Название подраздела не должно повторять название раздела.

Первый раздел раскрывает теоретико-методологические основы избранной темы исследования, являясь своеобразным теоретическим обоснованием последующих разработок. В этом разделе раскрывается теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, приводятся идеи, концепции ученых, формулируется собственная точка зрения.

Второй раздел носит аналитический и, по возможности, прикладной характер, раскрывает анализ изучаемой проблемы, подтверждаемый статистической информацией из официальных источников, а также содержит обобщенные сведения по региону, городу.

Третий раздел (если есть) является логическим завершением общего замысла исследования, содержит, как правило, сформулированные исследователем выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию функционирования, а также описание процесса апробации и его результаты. 

В конце каждого раздела необходимо делать краткое обобщение или выводы, подытожив этим то, о чем говорилось на протяжении всего раздела. Такие выводы выступают своеобразным связующим звеном между разделами и помогают впоследствии написать Заключение. Выводы к разделам помещают в конце каждого раздела, с отступом в один межстрочный интервал, при этом формулировку «Выводы к разделу 1» не пишут.

Заголовок ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. В заключении подводятся итоги курсовой работы, характеризуется выполнение поставленных задач, кратко формулируются результаты исследования. Заключение должно соответствовать содержанию основной части и может также включать практические предложения (рекомендации) по улучшению дальнейшей деятельности исследованного объекта. Выводы формулируются тезисно (по пунктам) и, как правило, соответствуют цели и задачам, которые были решены в ходе исследования. Объем заключения составляет 2 – 3 страницы.

список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы представляет собой перечень источников и научных изданий, послуживших основой для написания работы. Список использованной литературы представляет собой одну из существенных частей курсовой работы, по которой можно судить о степени осведомленности обучающегося в области изучаемой проблемы, масштабности выполненного исследования. Список литературы должен включать только источники, непосредственно использованные в работе, на которые делались ссылки, которые цитировались и послужили основой при формировании точки зрения обучающегося. Ссылки располагаются в тексте работы в квадратных скобках. Точка ставиться после ссылки.

Пример

На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений [6, с. 48].

 

6 – означает номер в списке использованной литературы, а с. 48 – номер страницы, откуда использованы цифровые данные.

Все работы, на которые имеются ссылки в тексте, должны присутствовать в списке литературы. Если в списке только печатные издания, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Если имеются и электронные ресурсы, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАУРЫ.

Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Источники в списке литературы принято располагать в алфавитном порядке. При этом, независимо от алфавитного порядка, впереди идут нормативные акты даже если это электронный ресурс. Исходя из этого, установлен следующий порядок расположения источников:

1) нормативные акты;

2) нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы, САНПины)

3) материалы Госкомстата РФ, отчетные материалы и документы предприятий;

4) печатные издания;

5) источники на электронных носителях локального доступа;

6) источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут в алфавитном порядке источники на русском языке, а потом – на иностранных языках.

Нормативные акты располагают в следующем порядке:

1) международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

2) Конституция России;

3) кодексы;

4) федеральные законы;

5) указы Президента России;

6) постановления Правительства России;

7) приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

8) законы субъектов России;

9) распоряжения губернаторов;

10) распоряжения областных (республиканских) правительств;

11) судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

12) законодательные акты, утратившие силу.

Федеральные законы следует записывать в последней редакции в формате:

Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» ([в ред.   ]) // [официальный источник публикации, год, номер, статья]

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) – впереди принятые ранее.

Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета».

Список литературы оформляется сквозной нумерацией от первой работы и до последней, включая нормативные акты, источники на иностранных языках и электронные ресурсы.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСОБИЯ ДОРОШКО М. В., ЧЕХ Л. А. «ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО АППАРАТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ РАБОТ»:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: