Элементы стратегии развития компании – это основные ориентиры ее деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Всю совокупность ориентиров деятельности компании можно разделить на три основных типа:
идеалы — ориентиры, которые мы не рассчитываем достигнуть в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним;
цели — наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагает в полном объеме или в большей своей части;
задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания работ и функций, определяющих форму и время выполнения задания.
К идеалам развития компании можно отнести видение. Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования компании, не сама цель, а скорее чувство основной цели. Другими словами, видение — это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования. Приведем несколько примеров.
|
|
Видение фирмы «Эпл», производителя персональных компьютеров: «Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество».
Видение фирмы «Мерк», специализирующейся в сфере здравоохранения: «Мы занимаемся бизнесом для сохранения и улучшения человеческой жизни. Все наши действия должны быть измерены с точки зрения достижения этой цели».
Очень просто сформулировано видение компании Диснея: «Делать людей счастливыми».
Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими факторами.
1. Видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных, оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении.
В видении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система организации.
2. Видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса.
Миссия компании является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение.
В отличие от последнего у миссии есть своя финишная черта — период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в компании, с определенным риском деятельности.
|
|
Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же, как видение, миссия дает общее направление деятельности компании.
Миссия — это комплексная цель, для достижения которой компания существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия включает как внутренние (например, повышение производительности труда) ориентиры деятельности компании, выражая таким образом суть того успеха, которого она должна добиться, так и внешние факторы.
В чем состоит особое значение миссии для деятельности компании?
1. миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений компании, для дальнейшего определения целей и задач.
2. миссия создает уверенность, что компания преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели.
3. миссия помогает работникам сосредоточить их усилия на выбранном направлении, объединяет их действия.
4. миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников компании (акционеров, финансовых фирм и т. д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.
Содержание миссии должно включать следующие основныепункты:
• философию: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности компании, служащие основой для создания системы мотивации;
• внутреннюю концепцию, в рамках которой компания описывает собственные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
• описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых компанией;
• характеристику рынка — компания определяет своих новых потребителей, клиентов, пользователей;
• цели компании, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;
• технологию, т.е. характеристики оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
• внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность ее перед партнерами, потребителями и обществом в целом. В этой части миссия должна передавать впечатление, которое компания хочет произвести на внешний мир.
Основное направление деятельности фирмы «Пепси-кола» выражено в миссии-лозунге: «Превзойти «Колу!»
Цели развития компании. В отличие от миссии цели выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они:
• являются фундаментом для процесса корпоративного менеджмента в целом: планирования, маркетинга, организации, координации и контроля;
• определяют способы повышения эффективности бизнеса;
• лежат в основе принятия любого делового решения;
• служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
По периодам достижения целей их можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные. Последние, как правило, не обладают четко выраженными количественными характеристиками и в большей степени связаны с миссией организации.
Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и отвечают на вопросы:
• Что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении)?
• Когда цель должна быть достигнута?
• Кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели?
Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.
1. Положение на рынке. Здесь фирма определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.
2. Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса:
• производство новых товаров;
|
|
• внедрение на новые рынки;
• применение новых технологий;
• использование новых методов организации производства
3. Производительность. Компания определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих ресурсов. Более продуктивной является та фирма, которая для производства данного количества продуктов затрачивает меньше экономических ресурсов.
4. Ресурсы. Фирма проводит оценку всех видов имеющихся у нее ресурсов и материально-производственных запасов, оборудования и наличности. Сравнивается наличный уровень ресурсов с необходимым и определяется будущая потребность в них.
5. Доходность (прибыльность). Формируется способность компании зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генерирования доходов. Цели, связанные с доходностью, обычно указывают ее необходимый количественный уровень.
6. Управленческие аспекты выражены в качестве менеджмента, в шкале персональных достижений менеджеров, работающих в компании. Цели, связанные с качеством менеджмента, многим российским фирмам не представляются важными, поскольку напрямую не связаны с получением краткосрочной прибыли. Ведь краткосрочная прибыль - это нередко результат везения предпринимательского «чутья» и таланта. Однако в долгосрочном периоде хорошо продуманные методы управления и разработки в этой области являются существенными для развития и успеха компании.
7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых в компании. Многие частные фирмы в России хорошо принимают необходимость таких действий и определяют в качестве целей более высокую заработную плату, более интересное и насыщенное содержание работы, лучшие условия труда и профессионального общения, возможности быстрого развития работников. Результаты достижения этих целей проявляются также в долговременном периоде.
|
|
Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества. Сегодня общепризнано то, что бизнес должен благотворно воздействовать на общественную жизнь не только в узком смысле слова, т.е. увеличении возможностей для материального роста, но и в широком, соответствуя общепринятым общественным ценностям, обеспечивая общество качественными товарами и услугами, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальных проблем и т. д.
Специалисты по планированию пришли к общему мнению, что наиболее значимыми являются финансовые цели, а если точнее - прибыль и показатели доходности. Прибыль занимает лидирующее положение в иерархии целей экономической организации.Формирование показателей прибыльности (доходности, рентабельности). Эти показатели могут иметь различные названия и форму расчета.