Стратегический анализ товаров и услуг фирмы

В зависимости от целей исследования, Портфельный анализ проводится:

  • либо как простой сравнительный ассортиментный анализ портфеля товаров и услуг фирмы;
  • либо как обобщающий анализ, сводящий воедино данные других видов исследования всей ассортиментной линейки фирмы.

 

   

Рис.5. Анализ ассортимента в разрезе товарных единиц (ТЕ)

   

Рис.6. Расширенная схема портфельного анализа

 

Метод «5x5»

Существует несколько распространенных методов оценки. Среди них метод «5x5», используемый для определения наиболее значимых элементов внешней среды. Он предложен М.Х. Мескомом и включает пять вопросов о пяти факторах внешней среды.

1. Если вы обладаете информацией о факторах внешней сре­ды, назовите хотя бы пять из них.

2. Какие пять факторов внешней среды представляют для вас большую опасность?

3. Какие пять факторов из планов ваших конкурентов вам из­вестны?

4. Если вы уже определили направление стратегии, какие пять факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ва­ших целей?

5. Назовите пять внешних пространств, включающих воз­можность изменений, которые могли бы стать благоприятными для вас.

Для того чтобы дать достоверные ответы на каждый из пяти вопросов, необходимо собрать уже существующую информацию о среде и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.

Оценка может завершаться ответами на перечень из четырех вопросов, включающий основные критерии оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее компании.

1. Как (положительно или отрицательно) данный фактор мо­жет повлиять на положение компании?

2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли его проследить?

3. Насколько велико будет воздействие фактора на компа­нию?

4. Когда воздействие этого фактора на компанию можно ос­лабить? В ближайшее время? В среднесрочном периоде? Через длительное время?

 

"5 сил" Майкла Портера

Внешнее микроокружение (внутренняя макросреда) чаще всего исследуется с помощью модели “Пять сил” (или “Пять угроз”), которую придумал Майкл Портер и которую часто называют по его имени: "5 сил" Портера. Эта модель позволяет оценить ключевые пять сил, которые могут повлиять на работу нашей фирмы: их нужно учитывать, на них стоит влиять и их состояние следует постоянно отслеживать.

Схематично можно представить эти пять сил в виде такой картинки:

 

А можно и по-другому:

 

Как вы разместите эти 5 сил — зависит только от вашей фантазии. Главное, чтобы все они присутствовали и на рисунке, и в вашем анализе.

Для того, чтобы провести анализ, можно воспользоваться развернутой схемой, которую предложил сам Майкл Портер:

Эту же схему можно представить и в виде графа:

 

Рис.7. Модель “5 сил” (“5 угроз”) Майкла Портера


Схема составлена с использованием рис. в статье: Портер М. Воздействие конкуренции на форму стратегии / В кн.: Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. — СПб.: Питер, 2001. — С. 88.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: