Структура личности по эрику берну

Эрик Леннард Берн (1910 —1970) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностныхотношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскимиЯ, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Транзактный анализ (ТА) (от лат. transactio — сдел­ка и греч. analysis — разложение, расчленение) — пси­хотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном и основанная напроцедуре анализа составляющих структуры личности («Родитель» — «Ребенок» -— «Взрослый»):

«Родитель» представляет собой авторитарные тен­денции индивида;

«Ребенок» — подчиненную позицию;

«Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с други­ми на основе равноправного партнерства.

 

Транзактный анализ предполагает психотерапевтичес­кую работу, направленную на достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, при­нятие ответственности за свои поступки и чувства.

                                    

Главной целью терапии транзактного анализа явля­ется ориентировка на изменение личности. Осознание проблемосновной инструмент для изменения лично­сти. Изменение же состоит из принятия решения об из­менении, а затем активного процесса по его реализации.

 

Ключевыми идеями транзактного анализа являются:

1. Модель эго-состояний (модель РВД).

Эго-состояние Родителя проявляется в подража­нии поступкам, мыслям и чувствам одного из ро­дителей или других людей, воспринимаемых как родителей. Контролирующий (Критикующий) Ро­дитель указывает, что нужно делать, а что не нужно. Позитивный Контролирующий Родитель искренне заинтересован в защите и поддержании здоровья Ребенка. Негативный Контролирующий Родитель игнорирует другого человека. Воспиты­вающий (Заботливый) Родитель оберегает и забо­тится о своем Ребенке. Позитивный Воспитываю­щий Родитель заботится и помогает, уважая чело­века, которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства.

Эго-состояние Ребенка — возврат к поведению, мышлению и чувствам детства. Эго-состояниеАдаптивного Ребенка — это проигрывание спосо­бов поведения, оправдывающих ожидания роди­телей. Эго-состояние Свободного Ребенка — это бунт, поведение вопреки родительским требовани­ям. Последнее состояние может быть либо полез­ным и классифицируется как позитивное, либо не­гативным. Взрослый человек может иногда впа­дать в эти состояния.

Эго-состояние Взрослого проявляется тогда, ког­да поведение, мысли и чувства человека строят­ся по принципу «здесь и теперь», предполагаю­щему реагирование на происходящее вокруг с ис­пользованием всего потенциала личности. «Взрос­лый» обычно не подразделяется на составные части.

2. Транзакции. Когда один человек предлагает другому какой- то вид коммуникации, а другой отвечает ему, на­ступают транзакции. Транзакцияосновное поня­тие транзактного анализа, единица коммуникативного процесса, состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (например, вопрос—ответ). Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией. Таким образом, транзакцию можно опреде­лить как транзакционный стимул плюс транзакционная реакция. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.

 

 

ЛИЧНОСТНАЯ БАЗА

Как бы ни были сильны стремления, результат определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база - это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.

  • Особенности: телесные, психологические, социальные, личностные.

В первую очередь это психологические особенности: характер, тип темперамента и, если это выражено тип акцентуации. К телесным особенностям можно отнести рисунок тела, к социальным - социальный статус человека. Личностные особенности человека - его верования и система убеждений.

  • Телесно-психологический инструментарий

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: