Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

Содержание

 

Пояснительная записка. 4

Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы.. 5

Руководство ВКР, разработка тематики ВКР. 5

Структура, содержание, объем и оформление ВКР. 6

Требования к оформлению текста ВКР. 11

Требования к докладу, презентации……………………………………………......13

Оценивание уровня и качества подготовки выпускника……………………….....15

Приложение

 

 

 



Пояснительная записка

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образованиевыпускная квалификационная работа (ВКР) является обязательной частью государственной итоговой аттестации, выполняется на выпускном курсе и завершает обучение в учебном заведении среднего профессионального образования.

 ВКР подтверждает соответствие профессиональной подготовки обучающегося требованиям стандарта по освоенной специальности. В ней должны быть продемонстрированы знания выпускника по выбранной теме, умения анализировать и систематизировать информацию, собранную с помощью разных методов исследования, опыт решения практических задач основных видов профессиональной деятельности. При защите ВКР Государственная экзаменационная комиссия оценивает степень сформированности у студента общих и профессиональных компетенций. 

Настоящие методические указания составлены в соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе в ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж» от 01 сентября 2017 г. № 230.

Методические указания определяют порядок выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы, содержат характеристику структурных компонентов ВКР, требования к её выполнению, оформлению, описывают процедуру защиты, критерии оценки выпускной квалификационной работы.

В приложении представлены образец титульного листа, титульного слайда презентации, пример оглавления ВКР и оформления литературы и электронных ресурсов.

 

Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

 

Цель выполнения выпускной квалификационной работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студентов, развитие навыков самостоятельной работы студентов и овладение методикой исследования при решении конкретных вопросов и проблем; определение уровня подготовленности выпускников к квалифицированному выполнению ими профессиональных обязанностей.

Написание выпускной квалификационной работы направлено на решение следующих задач:

- теоретически обосновать проблемы и вопросы по выбранной теме;

- проанализировать собранный и обработанный фактический материал;

- рассмотреть пути (способы, методы) внедрения результатов исследования в профессиональную педагогическую практику;

- разработать рекомендации по использованию материалов исследования в практической и исследовательской педагогической работе.

2 Руководство ВКР, разработка тематики ВКР

 

Руководитель выпускной квалификационной работы осуществляет теоретическую и практическую помощь студенту в период подготовки и написаний выпускной квалификационной работы, дает студенту рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы, подбору литературных источников и т.д.

Руководитель выпускной квалификационной работы обязан:

1.         Определить направление исследования: исследования должны иметь педагогическую направленность. Поскольку практическая часть выпускной работы выполняется во время прохождения преддипломной практики, нужно придерживаться того направления в исследовании, которое соответствует специальности студента.

2. Сформулировать тему работы: тема работы должна заключать педагогическую проблему и соответствовать одному или нескольким профессиональным модулям.В формулировке темы ВКР отражается прикладной характер выполняемой работы.

   Тематика ВКР может быть разработана преподавателями профессиональных модулей образовательных учреждений СПО, рассматривается и утверждается предметной комиссией.

При выборе тематики работы нужно учитывать предъявляемые к ней требования. Среди таких требований, прежде всего, необходимо указать актуальность, научную новизну и практическую значимость.

3.  Порекомендовать необходимую литературу: э нциклопедии, словари, учебные и методические пособия, ранее написанные работы, авторефераты, методические журналы, периодику и др.

4.   Скорректировать содержание работы: вместе составить название глав, параграфов, выводов к каждой главе, проверить правильность оформления литературы, наличие ссылок в работе.

5. Помочь в подготовке предзащиты: вместе сформулировать научный аппарат во введении, определить основные моменты доклада, заслушать доклад.

6. Консультировать при проведении практического исследования: помочь сформулировать цель и задачи каждого этапа практического исследования.

7. Помочь в выборе диагностических методик: подобрать вместе необходимые тесты, содержание контрольных срезов или работ, выбрать критерии исследования, научить обработке результатов.

8. Проконтролировать правильность обработки результатов практического исследования.

9. Консультировать студента при подготовке к защите: помочь в  написании и подготовке сопровождения основного доклада при защите работы.

 

3 Структура, содержание, объем и оформление ВКР

3.1 Структурными элементами ВКР, выполненной в виде дипломной работы, являются:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение;

4) главы основной части с разделением их на параграфы;

5) выводы по каждой главе;

6) заключение;

7) список использованных источников;

8) приложения (при необходимости).   

3.2 Объём работы должен составлять 40-50 страниц печатного текста (без приложений).Введение состоит из 2-3 страниц, заключение – 1,5-2 страницы, список литературы занимает 2-3 страницы, остальной объём распределен между главами.

3.3 Работа начинается с титульного листа (Приложение А). На титульном листе последовательно сверху вниз, помещаются следующие реквизиты:

¾ полное наименование учредителя;

¾ полное наименование образовательного учреждения;

¾ тема ВКР;

¾ гриф допуска работы к защите;

¾ гриф результата защиты ВКР;

¾ сведения об исполнителе;

¾ сведения о руководителе ВКР;

¾ сведения о рецензенте;

¾ город и год написания работы.

3.4 На титульном листе выпускник, руководитель ВКР, рецензент ставят свою подпись. Гриф допуска к защите подписывается председателем предметной комиссии; гриф результата защиты работы – председателем и членами государственной экзаменационной комиссии.

Титульный лист оформляется по единым требованиям. Не допускается изменения типа шрифта, переносов, подчеркивания, наличия рамок. Подписи и даты подписания на титульном листе должны быть выполнены только черными чернилами.

3.5 Оглавление включает введение, наименование всех глав с параграфами, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение. Формулировки глав и параграфов должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими. В оглавлении указываются страницы структурных элементов арабскими цифрами.

3.6 Во введении определяется актуальность исследования, основное противоречие, проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза (для дипломной работы опытно-экспериментального характера), методы исследования, теоретико-методологическая основа исследования, практическая значимость.

3.6.1 Актуальность темы исследования – это степень её важности в данный момент для решения проблем, вопроса или задачи. Актуальность подтверждается ссылкой на нормативные документы; указанием фактов, факторов, усиливающих актуальность; ссылкой на социальные запросы; кратким обзором степени разработанности проблемы в науке. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать её характеристику издалека нет необходимости. Для выпускной квалификационной работы достаточно одной страницы печатного текста.

3.6.2 Противоречие (я), позволяющее(ие) сформулировать проблему исследования - это определение несоответствия между должным и существующим. Например, «Однако, изученная литература свидетельствует о том, что до сих пор не разработаны...» или «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью целенаправленного формирования у дошкольников... и не разработанностью методики…» и т.д.

3.6.3 Проблема - это вопрос, не решенный или не в полной мере решенный наукой. Исследователь дает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что было не изучено ранее? Далее уточняется, что данная проблема позволила сформулировать тему исследования и указывается тема.

3.6.4 Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Объектами педагогических исследований являются: педагогические системы, явления, процессы воспитания, образования развития, формирование личности, коллектива и т.д. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Нельзя считать объектом или предметом изучения людей (студентов, учеников, учителей), не следует брать объект из области другой науки. Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Действие производится над предметом исследования.

3.6.5 Предмет исследования - это изучаемый процесс в рамках объекта, часть объекта, которая подлежит изучению и преобразованию. Отношение объекта и предмета исследования в педагогике принято определять, как отношение целого и части. Предмет исследования, как правило, включает в себя те стороны и свойства объекта, которые подлежат изучению (методы, формы, технологии и т.д.).

3.6.6 Цель исследования - это результат, который должен быть получен в конечном итоге всей ВКР.

При формулировке цели используются отглагольные существительные, например, «изучение …», «выявление …» и т.д.

3.6.7 Задачи исследования - это последовательные шаги на пути достижения цели работы, отражающие план исследования и помогающие дать наименования главам и параграфам. В сумме задачи должны «укладываться» в цель, не выходить за ее пределы, не превышать ее. Оптимальное число задач для работы от 3 до 5.Описание задач должно представлять собой определенную последовательность.

При формулировке задач используются глаголы неопределенной формы: изучить, выявить, разработать и т.п.

3.6.8 Гипотеза выдвигается в опытно-экспериментальных работах. Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы. Чаще всего гипотеза формулируется по схеме «если … (исходные данные), то … (следствие)» или «мы предположили, что … (следствие), если … (исходные данные)».

3.6.9Далее необходимо указать методы педагогического исследования, которые использовал автор, выполняя исследовательскую работу. Они могут быть перечислены сплошным текстом, или можно отдельно указать методы теоретического исследования и методы эмпирического исследования.

3.6.10 Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общая и частно-научная методология. Общей методологической основой любого научного исследования являются философские концепции, теории, положения, идеи, имеющие непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В педагогических исследованиях методологическое значение имеют подходы, концепции, теории, идеи, разработанные известными учеными в области психологии и педагогики, которые тоже имеют непосредственное отношение к изучаемой проблеме

3.6.11 Практическая значимость. Данное требование подразумевает возможности использования результатов и выводов выпускной квалификационной работы для решения каких-либо практических задач.

Практическая значимость заключается в возможности использования авторских разработок в производственной, учебно-воспитательной практике, в наличии научно-обоснованной и апробированной в экспериментальной работе системы методов, форм, приемов, средств, которые могут быть использованы работниками той или иной сферы деятельности и т.д.

3.7 Основная часть ВКР содержит две главы, разделенные на 2-3 параграфа в соответствии с логической структурой изложения. Между параграфами и между главами необходимы смысловые связки, чтобы текст выпускной квалификационной работы был логично выстроен и не содержал разрывов в изложении материала. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).

В первой главе раскрываетсяисследуемая проблема на основе детального изучения литературы. В ней описываютсяразличные трактовки ключевых понятий, степень разработанности проблемы, показываются основные подходы к решению изучаемого вопроса.

Вторая глава основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. Её содержание зависит от вида дипломной работы.

В практической части дипломной работы опытно-практического характера раскрывается проектирование педагогической деятельности, описание её реализации, оценку её результативности, может включать в себя анализ системы разработанных занятий, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы воспитания конкретного дошкольного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению. 

Дипломная работа опытно-экспериментального характера в практической части содержит описание констатирующего (проверочного), формирующего или созидательно-преобразующего (конструирующего) и контрольного этапов эксперимента.

Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в практике дошкольного учреждения по той или иной изучаемой проблеме. При его организации могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, организованной образовательной деятельности и др.).

Формирующий эксперимент является следующим этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, осуществляют спланированное экспериментальное воздействие на экспериментальную группу путем реализации новых форм, методов, приемов, заданий и др., изучают их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения.

На контрольном этапе эксперимента еще раз проверяется состояние изучаемого объекта, достигнутое после проведенного формирующего эксперимента, сравниваются наличные состояния воспитанников с исходными результатами. Эти данные позволяют сделать вывод о результативности проведенной работы.

Оценка эффективности экспериментальной деятельности происходит с помощью критериев, показателей и уровней. После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать и проанализировать проведение занятий, упражнений, провести статистическую обработку данных и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.

Дипломная работа опытно-поискового характера во второй части содержит описание практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

В связи с этим вторая глава (практико-ориентированная) включает описание методик работы; обоснование форм и методов организации деятельности личности, детского коллектива; анализ используемых технологий и т. д.

Опытно-поисковая работа опирается на различные практические методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, тест, личностные опросники, проективные методы, анкетирование, интервьюирование, социометрия, анализ продуктов детской деятельности, анализ документальных источников.

Различают констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы.

Цель констатирующего этапа – измерение наличного уровня развития (например, уровня развития мышления, морально-воле­вых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается исходный материал, который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) этап ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности.

Возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень развития, воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Подводя итоги опытно-поисковой работы, очень важно не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом.

3.8 Каждая глава завершается выводами, которые отражают её основное содержание. Выводы по главам не должны механически дублировать выводы внутри параграфа.

3.9 Завершающей частью ВКР является заключение, которое содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение не должно механически повторять выводы по главам. Заключение лежит в основе доклада студента на защите.

3.10 Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР. Список должен включать не менее 30 источников, из них 70% ‑ за последние 5 лет. Допустимо использование не более 15 % Internet-ресурсов в общем списке источников. Список использованных источников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.82.-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

3.11 В приложении даётся материал вспомогательного характера. Приложение может включать: описание методики, статистические данные, таблицы, схемы, диаграммы (не вошедшие в основное содержание работы), копии документов, программы, положения, разработки конспектов занятий, наглядные, методические и дидактические материалы и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: