Традиционная и креативная культуры и типы общения

ПЛАН

1. Различия коммуникации животных и человека.

2. Традиционная и креативная культуры и типы общения.

3. Первобытное общество и функциональное общение.

4. Общение в скотоводческом обществе.

5. Общение в земледельческом обществе.

    1. Различия коммуникации животных и человека. Рассмотрим кратко процесс возникновения человеческого общения и его специфические отличия от предобщения животных. От животных человек унаследовал три важнейших вида деятельности: репродукция, добывание пищи и защита. В человеческом — социо-культурно-биологическом — мире они были преобразованы в семейные, общественно-экономические и общественно-политические отношения.

    Общение и коммуникация являются неотъемлемой частью этих отношений. Однако человек привнес в мир своей деятельности такие специфические формы, аналогов которых не было у животных. Все они связаны с неутилитарным, непрактическим направлением контактов между человеком и миром. Это направление породило такую форму деятельности человека, как досуг и художественное творчество; оно предельно преобразовало примитивную ориентацию животных в познание и оценку, на ранних этапах человеческой истории тесно связанные с религией и мифологией. На этапе традиционной культуры (И. Докучаев выделяет традиционную и креативную культуру)обнаруживается максимум участия общества в деятельности человека. Накопление относительно небольших результатов этой деятельности неминуемо происходило в процессе становления традиций. Общество превращало все формы контактов между своими членами в контролируемые стереотипные функции, и содержание индивида исчерпывалось именно их содержанием. Происхождение человека следует рассматривать в контексте его общения с другими людьми. Первое и основное отличие от практической жизнедеятельности животного, составившее сущность человека, заключалось в коллективном характере его деятельности.

    Взаимодействие животных основывалось на генетически предопределенных моделях поведения, передававшихся путем научения; эти модели почти никогда или лишь случайно обогащались индивидуальным опытом представителя популяции.

    Взаимодействие людей включало в свой состав общение, оно опиралось на быстро изменяющийся и обогащающийсяиндивидуальный опыт, фиксирующийся в коллективном опыте, изменения которого всегда намного превосходили в скорости любой поведенческий эволюционный процесс, все более и более развивая эту скорость.

    Как показал А.Н. Леонтьев, эволюция животных есть, прежде всего, эволюция психики, которая именно благодаря ее дебиологизации, позволила, лучше решать биологические задачи. Конечный пункт такой дебиологизации есть возникновение межсубъектногообщения, направленного уже не на значимый для продолжения жизни объект, а на другую целостную личность, от бытия которой зависит и моя жизнь, и моя личность, и жизнь человеческого рода, социальное бытие.

    Эволюция психики привела к возникновению деятельности,не имеющей конкретной цели, не реализующейся в конкретном продукте, не направленной на средство сохранения собственного существования, но увековечивающей абсолютную ценность уникального и целостного бытия личности.

    Трудовая концепция происхождения человека К.Маркса и Ф.Энгельса подтверждается многочисленными данными современной психологии, антропологии и археологии. Момент возникновения общения есть также и момент возникновения коллективного труда первобытного человека или даже более древней эволюционной формы — питекантропа. Для труда характерны прежде всего две следующие взаимосвязанные черты.

    Одна из них — это употребление и изготовление орудий; другая черта заключается в том, что труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям — членам данного общества.

    Труд сформировал тело и сознание человека, и такую важнейшую форму сознания, как язык. Возникновение человека связано с появлением коллективной собственности на мясо, позволявшей учестьсубъективный вклад в добычу не только непосредственных участников древнейшей охоты, но и тех, кто подготовил ее успех, но непосредственно не был причастен к нему, то есть изготовителей орудий труда, которые, как правило, обладали недостаточными физическими данными для участия в охоте, но были достаточно квалифицированы и специализированы именно как создателиорудий труда, чтобы весь коллектив был заинтересован в их выживании и продолжении деятельности. Человеческое общение неотделимо в своем возникновении от возникновения орудий труда, сознания и языка.

    Животные в состоянии разумно (интеллектуально) изобретать и применять орудия труда, кроме того, их речь обладает, помимо эмоционально-экспрессивной, еще и коммуникативной функцией. Однако только у человека обнаруживается связь между интеллектом (практическим творчеством) и коммуникацией. Эта связь обеспечивается социальным закреплением индивидуально или совместно выработанных значений орудия труда. Орудия труда, технологии их использования и закрепляющие все это знаки сохраняются и обретают коллективный смысл. У человека средства коммуникации не просто сигнализируют о чем-то, а являются средствами общественной регуляции поведения, в том числе и деятельности общения.

Традиционная и креативная культуры и типы общения.

    В истории культуры можно выделить два этапа: этап традиционной культуры и этап креативной культуры. Конечно, без традиций невозможна никакая креативная культура, так же, как невозможна никакая традиционная культура без творчества. Роль традиций в креативной культуре (например, в эпоху классицизма) и роль инноваций в традиционной культуре (например, в эпоху греко-римской античности) иногда была чрезвычайно значительной.     Однако любой вид традиционной культуры в существе своем определялся социальными традициями, а любой вид креативной культуры — персоналистскими инновациями. На этапе существования традиционной культуры прогресс ее материальной сферы всегда тормозился другой ее сферой — духовной культурой, представлявшей собой совокупность устойчивых социальных ценностей и норм. Эта устойчивость была обусловлена особенностями начальной стадии становления человеческой культуры, из которых важнейшими являлись информационная недостаточность и локальность,немногочисленность элементов социальной организации. Длительное накопление опыта, расширение и совершенствование социальной организации привели к разрушению традиционности культуры. Традиция утратила свой авторитет и влияние на жизнь общества, ей на смену пришел авторитет творческой и полагающейся на разум личности.

    Каждому историческому типу культуры будет соответствовать особый исторический тип общения.

    Традиционной культуре соответствует функциональное общение, а креативной — интерперсональное и ролевое.

    Структура общения хорошо изучена в теории информации и коммуникации, в психологии, лингвистике и социальной философии. Как правило, выделяются несколько ее компонентов: участники общения, код, канал и контекст. Типология участников позволяет различить реальных партнеров (личности, группы и их представители), а также субъективированных объектов (животные, вещи) и квазисубъектов ( Боги, литературные персонажи, «другое Я»). Социальные (профессия, класс, нация) и половозрастные характеристики участников общения также играют в нем существенную роль. На основании данной типологии можно выделить такие виды общения, как межличностное, групповое и представительное общение.

    Стоит обратить внимание на неоднозначность термина «межличностное» общение. В традиционных культурах еще не сформировано личности, известной нам как специфическая категория креативной культуры, но в них уже имеется человеческая индивидуальность, способная вступать в общение с другой индивидуальностью. Это общение организуется поэтому не столько личностными характеристиками его участников, сколько их социальнымифункциями, и мы называем его функциональным, оно скорее интериндивиду-ально, чем интерперсонально. Функциональное общение есть своего рода представительное общение.

    Структура общения предполагает его контекст; это фактически все виды деятельности, осуществляемые человеком, поскольку они требуют для своей успешности участия нескольких общающихся субъектов. Общение имеет канал, это те конкретные средства общения, которые используются в его процессе; свой более или менее жесткий код, то есть правила его организации. Контексты могут быть служебными (общение здесь лишь способствует эффективности другой деятельности) и самоцельными (в них общение само является целью совершаемой деятельности).

    Каналы могут быть практическими (например, в некоторых вариантах семейных отношений, производственного, научного или педагогического общения), символическими (например, в ритуальном общении, в некоторых видах политических церемоний) и практическо-символическими (например, в игровом, в художественном общении).

    Для функционального общения характерно отсутствие дистанциимежду индивидуальностью участников общения и социальной традици ей, которой они принадлежат. В его контексте присутствуют жестко регулирующие общение коды, число которых ограничено.

    В креативных культурах отсутствует синкретизм и господство одной традиции, но увеличивается роль творчества отдельных неповторимых индивидуальностей, возникает во всем своем влиянии на общество конкретная личность.

    Функциональное общение традиционных культур часто известно как практическое общение, обладающее практическими средствами достижения

собственного эффекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: