На основе анализа учебно-программной документации и осознания потребности в совершенствовании методики обучения определяется педагогический замысел учебного занятия.
Для этого осуществляется обоснованный выбор педагогических теорий, либо технологий, либо методик и опыта, либо новых приемов, дидактических средств и т. д., которые позволят устранить слабые стороны существующей методики обучения.
Далее формулируется методическая цель учебного занятия – указывается, какие положительные изменения и новые результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся предполагается достигнуть посредством выбранных слушателем методов, приемов, технологий, дидактических средств.
Дидактический анализ учебного материала
1.2.1 Определение ведущей дидактической цели и типа учебного занятия
Ведущая дидактическая цель определяется в соответствии:
– с этапами процесса усвоения учебного материала (восприятие, представление, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация), осуществляемыми на данном учебном занятии;
– с местом учебного занятия в теме учебной программы в соответствии с календарно-тематическим (перспективно-тематическим) планом.
Тип учебного занятия определяется в соответствии с ведущей дидактической целью и существующими типологиями учебных занятий (уроков) [6, 15].
1.2.2 Определение уровней усвоения учебного материала и проектирование диагностичных целей обучения, целей воспитания и развития
Уровни усвоения учебного материала определяются в соответствии с целями изучения темы, указанными в учебной программе, типом учебного занятия, значением учебного материала для будущей профессиональной деятельности и др.
Диагностичные цели обучения проектируются в соответствии с установленными уровнями усвоения учебного материала и выражаются через результаты обучения в виде интеллектуальных и практических умений учащихся [7]. Цели обучения, воспитания и развития приводятся в плане урока, представленном в проектно-конструкторской части курсовой работы.
1.2.3 Определение дидактической структуры учебного занятия
Дидактическая структура проектируется в соответствии с выбранным типом учебного занятия и педагогическим замыслом и представляет собой дидактическую последовательность этапов урока, выбранных из Опорной таблицы проектирования учебного занятия (приложение Г).
В реальном педагогическом процессе несколько этапов могут быть объединены в один, например:
· проверка домашнего задания и подготовка учащихся к работе на основном этапе;
· формирование новых знаний и способов деятельности и первичная проверка понимания изученного материала и др.
Дидактическая структура является основой, общим предписанием для проектирования учебного занятия, исходной информацией для разработки технологической карты урока.
Логический анализ и краткий конспект учебного материала темы учебного занятия
Исходной информацией для разработки методики обучения является содержание учебного материала. Основой содержания являются предметные знания. Они представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и расположенных.
Понятия подразделяются на опорные, которые ранее усвоены учащимися, и новые. Все понятия (структурные элементы учебного материала) между собой связаны.
Логический анализ учебного материала включает:
· отбор основных понятий, составляющих предметное знание;
· разделение понятий на новые и опорные;
· установление связей между понятиями и построение древовидной структурно-логической схемы (СЛС);
· установление логической последовательности изложения учебного материала – построение линейной структурно-логической схемы.
В зависимости от объема и сложности учебного материала его содержание может быть представлено несколькими древовидными СЛС. Все разработанные СЛС приводятся в основной части курсовой работы. Примеры древовидной и линейной СЛС приведены в приложениях Б, В методических рекомендаций.
Далее необходимо сформулировать определения новых понятий и занести их в таблицу, пример заполнения которой представлен ниже.
Таблица 1 – Определения понятий
Наименование понятия | Определение понятия |
1. Бетон | Искусственный каменный строительный материал, который получается в результате затвердевания рационально подобранной смеси вяжущего материала, заполнителя, воды и добавок |
2. Банковская деятельность | Совокупность операций, совершаемых банками и направленных на получение прибыли |
3. Вид обуви | Конструктивный признак классификации обуви, определяемый степенью закрытия ноги деталями верха обуви |
и др. |
Затем приводится краткий конспект учебного материала, который либо изучается, либо используется на данном занятии для закрепления и выработки умений и навыков.