Нормы-принципы относятся к наиболее стабильным положениям конституции, их нельзя пересматривать и меняются они только лишь с принятием нового Основного закона

1. В РФ признается и гарантируется МСУ.

2. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно, т.е. вопросы местного значения население решает само на основе собственного волеизъявления, в собственных интересах и под свою ответственность.

3. Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность МСУ.

4. Через органы МСУ народ осуществляет принадлежащую ему суверенную власть.

5. Органы МСУ обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

6. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Нормы-предписания.

           В отличие от норм-принципов нормы-предписания более конкретны, т.к. содержат точные указания по поводу того, чем, как и в каких пределах должны заниматься муниципальные органы в России. Содержание норм-предписаний можно свести к нескольким позициям:

– МСУ осуществляется в городских, сельских и др. территориях с учетом исторических и прочих местных традиций;

– изменение границ территории МО допускается только с учетом мнения населения;

– с помощью МСУ российские граждане решают 2 задачи: 1. управленческую, связанную с вопросами местного значения, 2. имущественную, касающуюся владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

– государственные структуры вправе привлекать органы МСУ к решению общегосударственных задач;

– право на МСУ может быть реализовано в 2-х основных формах: 1 непосредственной, т.е. путем прямого волеизъявления в ходе референдума, выборов, сходов и т.д. 2 опосредованной – через выборные и др. органы МСУ.

– в тех случаях, когда законные права населения на МСУ ущемляются, ему гарантируется право на судебную защиту.

 

Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и опреде­ления Конституционного суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.

Из числа первой группы главным является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», определяющий:

*  основные понятия местного самоуправления;

*  роль местного самоуправления в осуществлении народовластия;

*  полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления;

*  предметы ведения органов местного самоуправления;

*  финансово-экономическую основу местного самоуправления и др.

Необходимо учесть, что Конституция РФ и данный закон являются приоритетными над законодательными актами субъектов федерации в случае противоречий.

К другим федеральным законам этой группы относятся законы «Об обеспе­чении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996 г.), «Об основах муници­пальной службы в РФ» (2007 г.), «О ратификации Европейской Хартии мест­ного самоуправления» (1998 г.) и др.

Из второй группы федеральных законов особое значение имеют такие, как Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отрас­левых законов — от воинской службы до здравоохранения. Во многих из этих за­конов, однако, на органы местного самоуправления необоснованно возлагаются задачи и функции, не обеспеченные материальными и финансовыми ресурсами.

 

- 3 -

           Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только на федеральном уровне, значительная доля самостоятельности в законотворчестве принадлежит субъектам федерации и местным органам власти. Федеральные органы закладывают основы законодательства, в соответствии с которыми региональные власти осуществляют собственное правовое регулирование. Субъектами федерации определяются:

· организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;

· порядок проведения муниципальных выборов;

· порядок регистрации уставов муниципальных образований;

· порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, изменение их границ и наименований;

· проведение местных референдумов;

· регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местного самоуправления;

· порядок передачи собственности субъектов федерации в муниципальную собственность;

· установление минимальных социальных стандартов (государственных) и муниципальная служба.

Законы субъектов РФ конкретизируют федеральные законы в соответствии с территориальными, этническими, историческим и другими особенностями.

         

Основными полномочиями в области развития муниципального образования обладает Выборный представительный орган (например, Городская Дума). Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичные из них:

* положение о местных референдумах и местных выборах;

* положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;

* положение о порядке управления собственностью муниципального образования

* правила землепользования и застройки;

* правила торговли;

* положение о муниципальной службе и т. д.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения, необходимость принятия этих актов связана с осуществлением организационной исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, о проведении проверки и т. п.).

Муниципальный нормативный правовой акт – это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Классификация нормативных правовых актов муниципального образования

1) по нормативной природе:

а) нормативные правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц и включающие общеобязательные для них правила поведения (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов муниципальных образований и др.);

б) правовые акты индивидуального содержания, адресованные конкретному лицу или органу и рассчитанные на однократное применение (договор найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования, приказ об увольнении муниципального служащего и др.)

2) по содержанию – в зависимости от предметов ведения местного самоуправления их можно разграничить на правовые акты по вопросам социальной политики, деятельности органов местного самоуправления в культурной сфере, по вопросам охраны общественного порядка и др.

3) по порядку вступления в юридическую силу – это правовые акты, требующие обязательной публикации (в частности, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования), а также правовые акты, не требующие официального опубликования (как правило, акты для служебного пользования)

Закон 131-ФЗ четко устанавливает какие органы МСУ могут принимать НПА, и по каким вопросам

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации

 

 

- 4 -

           Особое значение в правовом обеспечении местного самоуправления занимает закон о каждом муниципальном образовании.

           Устав муниципального образования - это документ, определяющий основные положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления в соответствии с законами РФ и субъектов РФ.

           В Уставе указываются:

1. наименование муниципального образования;

2. перечень вопросов местного значения;

3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5. наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6. виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7. срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8. виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10. порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

11 Другие вопросы.

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Проект Устава не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса об его принятии устава подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и выносится на публичные слушания.

Устав принимается

• представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

•  большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Устав вступает в силу после его государственной регистрации и официального опубликования.

           Часто устав МО сравнивают с Конституцией. Это связано со следующими особенностями:

1. наличие особого субъекта, от имени которого принимается устав (т.е. как и К. Устав принимается народом непосредственно (через референдум) или от имени народа – его представителями)

2. учредительный характер документа. Устав как и К. является учредительным актом и придает правовой характер отношениям, фактически сложившимся или складывающимся в самоуправлении местного сообщества, и юридически закрепляет их.

3. всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав, как и К., регулирует отношения, затрагивающие все стороны жизни МО, однако детальная их регламентация должна осуществляться посредством принятия иных нормативных актов.

4. Устав является главным документом из всех принимаемых органами МСУ или населением непосредственно. Это означает, что все другие документы, принимаемые в МО должны соответствовать уставу.

5. устав – основа для дальнейшего нормотворчества.

6. устав МО отличается особым порядком принятия, внесения в него изменений и дополнений. Этот порядок определен в самом уставе и характеризуется тем, что не может быть произвольно изменен никем, кроме самого народа либо по его поручению народных представителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: