III. Объяснение нового материала

I. Организация класса.

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те, или иные вещи.

II. Проверка домашнего задания.

Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?” Ответы записываете на листочках, потом выполним взаимопроверку.

Вопросы викторины:

1. Чего не наблюдают счастливые? (часов)

2. Где хорошо нам? (там, где нас нет)

3. Какими словами заканчивается комедия? («Ну что же скажет Марья Алексевна?»)

4. Закончите афоризмы:

А) Свежо преданье…(а верится с трудом)

Б) Вкус, батюшка…(отменная манера)

В) Ах! Злые языки…(страшнее пистолета)

III.  Объяснение нового материала.

Учитель: Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии).

Вопросы:

· Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

· При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

· Что говорят герои друг другу при встрече?

· Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

· Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

Выслушиваются ответы учащихся.

 Практическая работа.

Теперь предлагаю вам разделиться на группы, ряд равен одной группе.

Каждой группе я даю карточки с критическими высказываниями о Чацком.

Вы должны прочитать карточку, и сделать общий групповой вывод о том, как Чацкого воспринимают в литературе. Каждой группе дается по две карточки. На работу дается 10 минут.

Карточка № 1. (1 группа)

Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”.

Карточка № 2. (1 группа)

Достоевский Ф.М.: “Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.

Карточка № 3. (2 группа)

Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

Карточка № 4 (2 группа)

Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.

Карточка № 5 (3 группа)

Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.

Карточка № 6 (3 группа)

Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

По итогу работы с карточками по два представителя от каждой группы зачитывают свои ответы.

Чацкий и Молчалин два молодых человека, примерно одного возраста. Но у них совершенно разные взгляды на жизнь, Чацкий относится к «веку нынешнему», а Молчалин – к веку «минувшему». И здесь мы видим, что дело совсем не в возрасте, а в идейных взглядах на жизнь.

Давайте начертим таблицу, которая будет называться «Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина».

Работа с таблицей. Изначально в таблице указаны только сопоставительные признаки, все остальное учащиеся записывают вместе с учителем.

Сопоставительные признаки Чацкий Молчалин
Происхождение Известная Москве дворянская семья Неизвестный бедный служащий
Поведение Свободное, независимое Прислуживает, угождает всем
Жизненные ценности “Служить бы рад. Прислуживаться тошно!” “ И награжденья брать и весело пожить”
Отношение к Софье Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”
Отношение к фамусовскому обществу Не приемлет мораль фамусовского общества Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова

 

Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому кто трудится или к тому, кто живет за счет других? Молчалин трудится, а Чацкий нет. А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?

Предполагаемый ответ учащихся: Нет, мы не можем сказать, что нам симпотичен Молчалин. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать, заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей?

Ответ учащихся: Такими, как Молчалин.

Учитель: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

В образе Чацкого во многом отразились взгляды самого Грибоедова, человека исключительного ума.

IV. Закрепление.

Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. Но:

· Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?

· Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

· Кто из героев вам ближе?

· Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?

· Актуальна ли данная тема сегодня? Почему?

Выслушиваются отзывы молодежи (учащихся) о современной действительности. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: