Классификацияповедения (действий) консультанта

1. Класс невербальных действий (жесты, мимика, пантомимика, кинесика, контакт глазами)

2. Класс паравербальных компонентов речи. То, что передаётся голосом, тембр, мягкость, чуткость, осторожность, опасливость задеть.

3. Класс вербальных действий. Они призваны фиксировать то что сказал клиент. Главные мысли, главные чувства которые были выражены. Также свидетельствует о собственном понимании. Пониманием консультантом этих идей, этих мыслей и чувств клиента. Вербальное поведение консультанта есть следование тому что выражает клиент.

В ходе психологической консультации консультант конечно же не контролирует по раздельности своё поведение (по классам). Но контролирует их посредством определённой установки, настроенности на человека, эмпатической установки. Однако для того чтобы овладеть этими тремя компонентами поведения консультанта тренироваться нужно по раздельности.

ТРЕНИНГ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Опытный консультант должен понимать своего клиента

 

Он постоянно отслеживает все происходящие в клиенте явления их согласованность и рассогласованность. Держит их в памяти, учитывает и активно использует в своем психоанализе. В процессе общения с клиентом он не всегда вербально озвучивает свое понимание, но невербально показывает даёт знать ему об этом в виде обратной связи на уровне тела. Он постоянно с этим работает. Если человек беспокоен он его успокаивает, если он растерян встревожен вы вселяете в него уверенность.

 

При чём надо заметить, что опытный консультант делает всё это в процессе психологического консультирования непринуждённо и естественно

1. Упражнение на эмпатию «Зеркализация»1

Инструкция: После2-3 минут эмпатийного вчувствования в порядке очерёдности озвучивают своё понимание чувств и мыслей партнёра. (Что партнер чувствует, что чувствует его партнер). Тренировка через способность к подстройке, принятия позы другого человека в ходе беседы, способности понимания своего партнёра. Два человека в паре садятся один напротив другого. Поочерёдно каждый партнёр старается насколько может принять позу своего партнера и по содержанию и интонации повторить его слова отражающие его текущее состояние. Каждый пытается понять состояние своего партнёра, что она означает, через его позу, речь, мимику, пантомимику.

 

Для усиления понимания партнера следует максимально отражать на себе прежде всего его вербальные и невербальные проявления и (особенно поза, мимика, движения, интонация, содержание речи) Постарайтесь максимально точно представить себя своим партнером. И через это постараться изнутри через свои ощущения понять, что ощущает, чувствует, о чём думает ваш партнер. Хотя эти ощущения, сигналы, очень тонки и незаметны их всё же нужно каким-то образом суметь выделить, уловить. И если вы это сумеете сделать, то сможете почувствовать, понять то что в конечном итоге испытывает ваш партнер.

 

Упражнение на эмпатию «Зеркализация»2.

Инструкция: Клиент и консультант. Три типа состояния клиента. Консультант должен определить, что за клиент к вам пришёл, его состояние.

1. Гонение из общества. Низко нагнувшись к полу и сидя на стуле. Фраза «Я пришел вам рассказать понимаете о своей идее»

2. Держу себя в руках. Сидя на стуле руки за спинкой стула. Фраза «Знаете я думаю, что мне надо неверное это было сделать. Но я решил, что всё-таки не буду этого делать». Консультант должен определить, что за клиент к вам пришёл.

3. Чувство превосходства. Заигрывание с консультантом. Сидя на стуле нога за ногу в развязной позе. Фраза «Значит психологией занимаетесь»

                                                                                                             

Зеркализация даёт тренинг фактически трёх компонентов. Паравербального. Невербального. Мимика, интонация, поза.

 

 

1. Упражнение на понимание «Прояснение смыслов»1.

Инструкция: Необходимо достичь в один шаг понимание того что тебе говорится максимально приближенно к тому что говорится. Партнер-клиент проговаривает проблемную жизненную ситуацию и своё состояние. Партнер-консультант одной фразой уточняет, проясняет её содержание. Ориентация прежде всего на когнитивную сторону партнёра-клиента. Проясняя смысл вы должны вынести утверждение относительно того что, вы поняли. Старайтесь не терять того что было сказано.

 

Почему важна утвердительная форма. Почему в консультировании нужно избегать вопросов. Спрашивающий всегда находится в более безопасном положении к отвечающему. Он как бы защищён своим вопросом. Утверждающей формой же консультант уравновешивает психотерапевтическую беседу. Он также рискует как клиент которого испытывает утверждающий что-либо о нём консультант. Если вы не поняли своего клиента есть возможность подумать, что вы глупый человек. Когда вы говорите«Я вас понял так что» и высказываете некоторое утверждение. Вы не попали, вы не поняли, вы далеко от этого. Это ваша вина. Вы сами рискнули и приняли этот риск. А как поступает неопытный консультант. Он устал это вычислять клиента. Он ничего не понял. Он задал вопрос. Он себя загородил, защитил. Нельзя сказать, что он ничего не понял он просто требует дополнительной информации.

Достижение согласия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: