Санитарно-просветительной работы

VIII РАЗДЕЛ

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Санитарное просвещение является частью комплекса профилактических и лечебных мероприятий, проводимых с пациентами. Проведение санитарного просвещения является профессиональной обязанностью всех медицинских работников.

Основные направления санитарного просвещения в лечебно-профилактических учреждениях:

1. гигиеническое воспитание пациентов;

2. пропаганда здорового образа жизни;

3. пропаганда мероприятий по профилактике заболеваний и борьба с ними.

Цель гигиенического воспитания в условиях лечебно-профилактических учреждений: повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем улучшения уровня санитарной культуры пациента и привития ему необходимых гигиенических навыков.

Санитарно-просветительная работа проводится путем интегрального подхода в гигиеническом воспитании и использовании различных методов и средств обучения в соответствии с состоянием здоровья, интересами и уровнем образования пациента.

Одна из основных задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.

Задачи гигиенического воспитания:

· знакомить пациента с режимом работы лечебно-диагностических кабинетов;

· обучать пациента приемам психологической самозащиты, воспитанию эмоций;

· убедить пациента в необходимости выполнять предписания врача во внебольничных условиях;

· дать общегигиеническую информацию по различным вопросам здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья (о вредных привычках курении, употреблении алкоголя, наркомании, о профилактике СПИДа, двигательном режиме, рациональном питании и т. д.).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Санитарно-просветительная работа начинается с момента посещения пациентом лечебно-диагностического кабинета и проводится в процессе проводимого обследования.

Профилактика – ведущее направление в охране здоровья населения.

Основные задачи медицинского работника:

· проводить разъяснения, давать рекомендации пациентам по подготовке к различным видам исследований;

· проводить разъяснительную работу, беседы с родственниками пациентов и их сопровождающими;

· проводить анализ собственной работы с пациентами по этому разделу;

· участвовать в планировании санитарно-просветительной работы, проведении анкетирования среди пациентов;

· вести своевременно и аккуратно учетную документацию после каждого занятия, беседы, лекции.

Кроме этого медицинский работник должен знать:

· факторы риска и многофакторную профилактику распространенных заболеваний;

Иметь понятия о факторах риска: курение, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семьи, одиночество, многодетность, низкий образовательный и культурный уровень. Работа в рамках программ профилактики (первичная и вторичная профилактика) заболеваний. Роль сестринского персонала в этой работе.

· гигиеническое воспитание в профилактике курения.

Вред курения и его связь с рядом заболеваний, влияние на продолжительность жизни. Особая опасность курения для здоровья детей, подростков, беременных и кормящих матерей. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Красота и курение. Организация гигиенического воспитания по профилактике курения. Дифференцированный подход с учетом целевых групп. Методы и средства воздействия на личность и коллектив в воспитании населения против курения.

· гигиеническое воспитание в профилактике пьянства.

Трезвый образ жизни – компонент здорового образа жизни. Экономический, производственный, демографический, нравственный, правовой и медицинский аспекты пьянства. Негативное влияние алкогольных напитков на организм человека, на потомство. Организация антиалкогольного воспитания населения, дифференцированный подход.

· пропаганда основ гигиены труда и отдыха.

Комплексный подходв решении проблем труда и здоровья человека. Значение для здоровья физически активного и пассивного отдыха. Смена впечатлений во время отдыха. Рациональная организация производства и ритмичность труда. Гигиена труда и техника безопасности. Центры психофизиологической разгрузки. Специализированные комплексы профессиональной гимнастики. Функциональная музыка.

· пропаганда вопросов психогигиены и психологической профилактики.

Основные причины, ведущие к нервным расстройствам людей. Стресс и дистресс. Психогигиена и психологическая профилактика нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослого населения, формирование иммунитета к ним. Роль кабинетов социально-психологической помощи, кабинетов психологической разгрузки, психотерапевтических кабинетов, телефонов доверия. Психологические основы профилактики соматических заболеваний, методы и средства ее проведения медицинскими работниками.

· пропаганда основ физической культуры оптимального двигательного режима и закаливания.

Виды физической нагрузки и их действия на организм, подходы к их нормированию, структура, объем, интенсивность. Понятие о гиподинамии и гипокинезии и их влияние на здоровье. Критерии физического состояния. Методы, формы и средства пропаганды двигательного режима и закаливания. Особенности физического воспитания различных возрастных и профессиональных групп населения (дети, подростки, женщины, взрослые, больные, здоровые, лица старшего и пожилого возраста, люди физического и умственного труда). Принципы и методы закаливания.

· профилактика наркомании, токсикомании, злоупотребления лекарствами. Самолечение.

Причины, виды и признаки наркомании и токсикомании. Социальные и медицинские последствия употребления наркотиков и токсических веществ. Организация, методы и средства гигиенического воспитания по профилактике наркомании среди молодежи. Участие медицинских работников в совместной работе с наркологическими диспансерами.

Самолечение – актуальная проблема. Совместимость и несовместимость лекарственных средств. Недопустимость злоупотребления витаминами, антибиотиками, снотворными и болеутоляющими средствами. Медикаментозное отравление. Домашняя аптечка. Правила хранения и сроки годности лекарств. Первая доврачебная помощь при отравлении лекарствами, анафилактическом шоке, стенокардии, обмороке и др. Показания к запрету самолечения.

· пропаганда вопросов экологической, гигиенической и радиационной культуры

Понятие об экологии и гигиене воды, почвы, воздуха (дается представление о состоянии окружающей среды в мире, в нашей стране, в регионе). Озоновая дыра, тепличный (парниковый) эффект. Мировые проблемы охраны окружающей среды. Экологическое воспитание населения с детского возраста. Понятие о радиоактивности. Виды радиоактивных излучений. Естественный фон и его гигиеническое значение. Искусственные источники облучения человека в современных условиях. Нормирование ионизирующих излучений. Биологическое действие ионизирующего излучения на организм человека в зависимости от дозы, возраста, состояния здоровья. Принципы радиационной защиты. Способы ограничения поступления и ускорения выведения радиоактивных веществ из организма. Правила поведения населения в различные периоды после выпадения радиоактивных осадков. Санитарно-дозиметрический контроль. Особенности проведения пропаганды экологических и гигиенических знаний среди отдельных групп населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ликвидаторы, эвакуаторы, дети, работники промышленности и сельского хозяйства, владельцы приусадебных участков). Борьба с радиофобией.

· пропаганда жилищно-бытовой и личной гигиены.

Цели и задачи гигиены. Гигиена и экология. Гигиенические требования к жилищу, одежде и обуви. Основы ухода за телом. Распорядок дня. Биоритмы. Гигиена сна и отдыха. Закаливание организма. Физическая культура в режиме дня. Охрана нервно-психического здоровья. Предупреждение интоксикаций. Осуществление комплекса мероприятий индивидуальной первичной профилактики болезней. Правильное экологическое поведение.

 

Одна из задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: