В условиях рыночных аграрных отношений повышается роль локальных нормативных актов, обеспечивающих реальное осуществление сельскохозяйственными организациями свободы аграрного предпринимательства, в особенности права свободного распоряжения своим имуществом.
Под локальным правовым регулированием аграрных отношений понимается основанная на законе, осуществляемое непосредственно сельскохозяйственной организацией правовое регулирование внутрихозяйственных отношений, отдельные стороны которых имеют свои особенности, связанные со спецификой производства и условиями, имеющимися в данном хозяйстве.
Локальные акты делятся на две группы: во-первых, юридические нормативные акты, и вторая группа – индивидуальные локальные акты.
К первой группе относятся нормативные решения, регулирующие аграрные отношения, которые могут создавать и фактически создают признанные государством обязательные для участников правоотношений локальные нормы права.
В качестве примера: Устав сельскохозяйственной организации, также сюда мы можем отнести Коллективные договоры (соглашения), правила внутреннего распорядка, различные правила, инструкции, регулирующие охрану труда в сельском хозяйстве.
Вторую группу составляют индивидуальные локальные решения, обладающие атрибутами, присущие юридическим фактам, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение аграрных правоотношений.
Унификация и дифференциация в аграрном праве.
Акты, относящиеся ко всем сельскохозяйственным формированиям – это унифицированные акты.
Акты, относящиеся к отдельным видам сельскохозяйственных формирований – это дифференцированные акты.
Такое деление первоначально было связано с наличием в аграрном секторе двух основных видов сельскохозяйственных формирований – это колхозы и совхозы. Их правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность регулировались и унифицированными, и дифференцированными актами, то есть были акты, которые касались всех видов с/х формирований, и были тех, что отдельных видов.
Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации сельхозпредприятий не устранили необходимости принимать и унифицированные, и дифференцированные акты, так как многообразие форм ведения сельского хозяйства возросло.
Ядро аграрного законодательства образуют унифицированные нормативные акты, содержащие правовые нормы, одинаково регулирующие общественные отношения с участием различных видов сельхоз организаций и предприятий.
Унификация в аграрном праве представляет собой процесс создания, объединения, интеграции норм аграрного права в одном источнике в целях наиболее полного и детального правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.
Такие источники в равной мере адресованы всем формам хозяйствования.
Унифицированные источники позволяют охватить всю совокупность однородных общественных отношений и избежать правовых коллизий и многозначности толкования норм аграрного права. Также они позволяют уменьшить количество источников аграрного права.
Яркие примеры унифицированных источников – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Теперь что касается дифференциации.
Дифференциация представляет собой процесс создания источников аграрного права, характеризующийся выделением совокупности однородных общественных отношений в рамках аграрного права с целью их специального правового регулирования с учётом специфических особенностей этих отношений.
Дифференциация позволяет нам охватить совокупность однородных общественных отношений, требующих специального регулирования, а также избежать правовых пробелов и неопределённости при регулировании общественных отношений, составляющих предмет аграрного права.
Примеры дифференцированных источников: ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и т.д.






