Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Согласно решению арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2015 по делу № А03-668/2015 суд пришел к выводу, что заказчиком при определении Н(М)ЦК на лекарственные средства не может быть использован тарифный метод вследствие отсутствия какого-либо тарифа, установленного соответствующим органом исполнительной власти.

В связи с изложенным, просим дать пояснение о необходимости использования тарифного метода для определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

Ответ. Согласно пункту 3 Порядка определения Н(М)ЦК цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается посредством применения, в частности, метода, предусмотренного частью 8 статьи 22 Закона
№ 44-ФЗ.

Указанная норма Закона № 44-ФЗ определяет использование тарифного метода при обосновании Н(М)ЦК, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Статьей 60 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» определено, что цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, подлежат государственному регулированию, в том числе посредством:

утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в ЖНВЛП;

государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;

ведения Государственного реестра цен;

утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;

установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Следовательно, при расчете и обосновании Н(М)ЦК на поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, заказчик должен использовать тарифный метод и учитывать цены, включенные в Государственный реестр цен, а также на предельные размеры оптовых надбавок.


Вопрос 2. В рамках МНН на эквивалентные препараты в Государственном реестре цен могут быть зарегистрированы цены нескольких производителей. Цены разных производителей могут значительно отличаться между собой.

В связи с изложенным, просим дать пояснение, какую из цен Государственного реестра цен необходимо применить при применении метода, предусмотренного частью 8 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в случае наличия регистрации цен нескольких производителей?

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок базируется на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации. Во исполнение статьи 34 Бюджетного кодекса при использовании бюджетных средств необходимо исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании изложенного для обоснования Н(М)ЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, по нашему мнению, следует использовать минимальные цены, в том числе при применении метода, предусмотренного частью 8 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, необходимо включать в расчет наименьшую предельную цену единицы лекарственного препарата из Государственного реестра цен без учета НДС и оптовой надбавки.

 

Вопрос 3. Каким способом следует осуществлять закупку лекарственных препаратов при повторном ее размещении ввиду того, что первоначально аукцион не состоялся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки либо все заявки признаны не соответствующими?

Ответ. Частью 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ установлено, что последствием признания электронного аукциона несостоявшимся является внесение изменений в план-график закупок (при необходимости также в план закупок) и осуществление закупки путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 указанного нормативного акта или иным способом согласно законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, осуществление повторной закупки возможно осуществить путем проведения запроса предложений на основании положений статьи 83 Закона № 44-ФЗ либо электронного аукциона.

 

Вопрос 4. Информация об оптовой надбавке присутствует у заказчика только в протоколе согласования цен на ЖНВЛП, а в случаях реализации лекарственного препарата организациями оптовой торговли по цене ниже уровня его приобретения вообще не указывается. Что следует понимать под ценой единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки: фактическую отпускную цену производителя без НДС (либо фактическую отпускную цену без НДС предпоследнего поставщика) или какой-то другой вариант?

Ответ. В соответствии с пунктом 3 Порядка определения Н(М)ЦК цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифного метода и расчета средневзвешенной цены без учета НДС и оптовой надбавки.

Информация об оптовых надбавках отображается в протоколе согласования цен на ЖНВЛП в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Согласно пункту 4 указанного правового акта сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 письма ФАС России от 26 февраля 2016 года № АК/11825/16 определено, что реализация ЖНВЛП по ценам ниже уровня их приобретения у производителей не является нарушением установленного порядка ценообразования, если фактическая цена приобретения не превышает зарегистрированную предельную отпускную цену производителя лекарственного препарата с учетом НДС.

В связи с этим, считаем, что в случае отсутствия информации об оптовой надбавкеценой единицы лекарственного препарата следует принимать цену единицы препарата по контракту без учета НДС.

 

Вопрос 5. Каким образом производить расчет средневзвешенной цены всех заключенных заказчиком государственных контрактов (без НДС и оптовой надбавки) на поставку лекарственных препаратов, которые не входят в перечень ЖНВЛП, так как по данным препаратам отсутствует протокол согласования цен и, следовательно, отсутствует информация об уровне оптовой надбавки?

Ответ: По вопросу определения средневзвешенной цены поясняем, что метод ее расчета является новым и изложен в самом Приказе № 871н. Согласно формуле расчета, указанной в данном правовом акте, цена единицы лекарственного препарата используется без учета НДС и оптовой надбавки.

В связи с этим, при расчете средневзвешенной цены контрактов, заключенных заказчиком на поставку лекарственных препаратов, которые не входят в перечень ЖНВЛП, ввиду отсутствия информации об уровне оптовой надбавки, считаем целесообразным цену единицы лекарственного препарата из контракта уменьшить на размер НДС.

 

Вопрос 6. Применяется ли данный Приказ № 871н в отношении лекарственных препаратов, планируемых к закупке в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ?

Ответ: Согласно части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 указанной статьи законодатель исключил требование обосновывать в документально оформленном отчете, в том числе цену контракта.

Но вместе с тем, в силу части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации предусмотрено право определять сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учетом положений данного Федерального закона.

Приказом № 871н устанавливается специальный порядок обоснования, в том числе цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, применение указанного Порядка определения Н(М)ЦК в случае осуществления закупки согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ считаем обязательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: