Тема 7. Международно-правовая ответственность

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список дополнительной учебной литературы к данной теме

 (i) Занятие проводится с применением метода интерактивного обучения в форме работы в малых группах. Группа делится на подгруппы от 3 до 5 человек, в ходе работы которых должно вырабатываться решение поставленной задачи по определению международно-правовой ответственности государств по определенным деликтам по одному из форм международно-правовой ответственности:

1. Понятие международно-правовой ответственности.

2. Основания международно-правовой ответственности.

3. Международное правонарушение: понятие, классификация международных правонарушений (международное преступление, преступление международного характера, другие международные правонарушения - деликты). Вина. Причинная связь.

4. Виды международной ответственности.

5. Основания освобождения от международной ответственности. Ответственность за правомерную деятельность государств.

Задание №1

В государстве А. происходят вооруженные столк­новения между сепаратистами и правительственными вооруженными силами. Сепаратисты полностью кон­тролируют северную территорию государства и требуют отделения для создания независимого государства. Они обратились с просьбой к международному сообществу об оказании помощи в их борьбе и заявили о своей го­товности объединиться в союз с любым государством для противостояния вооруженным силам государства А. В ответ на заявление откликнулось соседнее государст­во В. и поставило сепаратистам оружие, а также пообе­щало финансирование вооруженной борьбы сепарати­стов с правительственными силами. Оцените действия государства В. с точки зрения их соответствия международному праву. Применимы ли в сложившейся ситуации положения ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола II к ним?

Задание №2

В вооруженном конфликте участвуют вооружен­ные силы государств А. и В. Государство А., ссылаясь на тот факт, что оно не является участником Женевских конвенций 1949 г. и, следовательно, не связано обяза­тельствами, вытекающими из них, нарушает правила обращения с военнопленными. Оцените действия государства А. с точки зрения их соответствия нормам международного права. Обязано ли государство А. соблюдать правила Женевских кон­венций в сложившейся ситуации при условии, что оно их не ратифицировало?

Задание №3

9 октября в Генеральное консульство России в Киркенесе (Норвегия) обратилась проживающая в г.Тромсё российская гражданка Н.Г.Шарикова, сообщившая, что 8 октября норвежские органы опеки забрали из школы её сына Оскара Шионка, 2008 года рождения, имеющего российское гражданство. Поводом к изъятию послужило обращение в службу опеки руководства школы, которое сообщило, сославшись на слова ребенка, что родители, якобы, бьют его. Н.Г.Шарикова отрицала случаи применения родителями физической силы в отношении сына. В тот же вечер родители встретились с представителями органов опеки и полиции, потребовавших от них добровольно согласиться на отчуждение из семьи и второго ребёнка, Александры Шионок, 2010 года рождения, угрожая в противном случае вынести постановление о принудительном изъятии девочки. Родители отказались выполнить это требование. Как выяснилось позднее, 10 октября заявительница вывезла дочь на территорию России.

В настоящее время Оскар Шионок продолжает оставаться в приемной норвежской семье, его местонахождение матери неизвестно. Единственной информацией, которой она располагает о сыне, является то, что органы опеки вывезли его из Тромсё. 21 октября в Тромсё состоялось заседание губернской комиссии по защите прав детей, на котором будет принято решение относительно возможного возвращения О.Шионка в семью на время расследования дела.

Оцените правомерность действий норвежских властей с точки зрения соблюдения норм международного права и укажите возможные в данной ситуации правовые способы оказания РФ помощи российским гражданам.

 

В конце занятия проводится устный опрос по ранее изученным темам (см.соответствующий раздел ФОС).

В процессе занятия с использованием данного метода у студентов формируется владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем собственной профессиональной деятельности (ПК-1); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); способность толковать различные правовые акты (ПК-15); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

Источники и литература:

1. Устав ООН 1945 г. // Справочные правовые системы.

2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. // Справочные правовые системы.

3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. // Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 2. С. 362.

4. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст.5493.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: